Жаңы саны

2023, №: 3

Кененирээк

Известия ВУЗов Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Алимбеков А., Боркоев Б.
  2. Алимбеков А., Боркоев Б.
  3. A. Alimbekov, B. Borkoev
Макаланын аты
  1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В КЫРГЫЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
  2. КЫРГЫЗ ЭЛ ПЕДАГОГИКАСЫНДА БАЛДАРДЫ АДАМГЕРЧИЛИККЕ ТАРБИЯЛООНУН АЙРЫМ АСПЕКТИЛЕРИ
  3. SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF HUMANITY IN CHILDREN IN KYRGYZ FOLK PEDAGOGY
Аннотация
  1. В соответствии с законами исторического разви¬тия для того, чтобы принадлежать своей нацио¬наль¬ности, каждая личность должна быть носителем и пе¬ре¬давать духовные ценности своего народа из поколения в поколение. Для этого личность должна быть в не¬пре¬рывном тандеме с культурой своего наро¬да, а также отношение должно быть субъект-субъек¬тивным. На ос¬нове фактов, фольклора и этногра¬фических материа¬лов, внешность кыргызов соответ¬ствует их духовным видениям, для описания гармонич¬ной личности исполь¬зую¬тся следующие понятия: «настоящий человек», «блବ¬городный человек», «человек человека» и «лучший ч嬬ловек». Даны следующие этнопе¬догогические анализы для слов атрибутов гуманности человека: «боору жум¬шак» (мягкий человек), «боору тааныйт» (признает родню), «боору билет» (знает родню), «боору тар¬тып турат» (притягивается к родне), «боордош» (братец), «боору бир» (родные). В статье про¬анବ-лизированы не¬ко¬торые аспекты нравственных цен-нос¬тей кыргызов сохранившего их национальную иден¬тич¬ность с точки зрения цели воспитания детей.
  2. Тарыхый өнүгүүүнүн мыйзамына ылайык ушул улут улут болуш үчүн, ар бир инсан өз улутунун руханий баа¬луу¬луктарынын муундан муунга нукура уланткычы, та¬шы¬гычы (носитель) болушу үчүн ошол маданият менен жеке инсан ортосунда тынымсыз эриш аркак, субьект-субьекттик мамиле болушу шарт. Фольклордук жана эт¬нографиялык материалдардын, фактылардын неги¬зин¬де кыргыздардагы сырт турпаты менен рухий кө¬рөн-гөсү шайкеш, төгөрөгү төп инсанды мүнөздөөчү «чы¬ныгы адам», «адамдын асылы», «адамдын адамы», «адамдын сырттаны» деген түшүнүктөр чечмеленет. Адамдын адамгерчилигинин атрибуттары болгон «боо¬ру жумшак», «боору тааныйт», «боору билет», «боору тартып турат», «боордош», «боору бир» деген жана ошондой эле, алар¬дын антиподу катары «боору таш», «карамы жок», «кайрымсыз» деген сыяктуу сөздөргө этнопедагоги¬калык анализ берилген.
  3. In accordance with the laws of historical development, in order to belong to their own nationality, each person must be a carrier and transmit the spiritual values of his people from generation to generation. For this, the individual must be in continuous tandem with the culture of his people, and the attitude must be subject-subjective. Based on facts, folklore and ethnographic materials, the appearance of Kyrgyz corresponds to their spiritual visions, to describe a harmonious personality, the following concepts are used: «real person», «noble person», «person person» and «best person». The following ethnopedagogical analyzes are given for the words of attributes of humanity of a person: «booru jumshak» (gentle man), «booru of taanyit» (recognize kind¬red), «booru bilet» (kindred), «booru tartyp turat» (ex¬tends to kindred), «boordosh» (brother), «booru bir» (kind-red). The article analyzes some aspects of the moral values of Kyrgyz people that preserve their national identity from the point of view of the goal of raising children.
Негизги сөздөр
  1. народная педагогика, кыргызы, человечность, нравственность, традиция, культура, воспитание, дети, ценности.
  2. элдик педагогика, кыргыздар, адеп, адамкерчилик, салт, маданият, тарбия, балдар, баалуу¬луктар.
  3. folk pedagogy, Kyrgyz, humanity, morality, tradition, culture, education, children, values.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Акматалы Алимбеков, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», г. Бишкек, Кыргызская Республика, доктор педагогических наук, профессор. Бакыт Боркоев, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», г. Бишкек, Кыргызская Республика, отделения Химической инженерии, кандидат технических наук, доцент.
  2. Акматалы Алимбеков, Кыргыз-Түрк «Манас» университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин доктору, профессор. Бакыт Боркоев, Кыргыз-Түрк «Манас» университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, Химия инженерлиги бөлүмү, техника илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Akmatali Alimbekov, Kyrgyz-Turkish Manas University, Bishkek, Kyrgyz Republic, doctor of pedagogical sciences, professor. Bakyt Borkoev, Kyrgyz-Turkish Manas University, Bishkek, Kyrgyz Republic, Department of Chemical engineering, candidate of technical sciences, associate professor.
Pdf версиясы
DOI
  • None
  • Цитаталоо
  • Алимбеков А., Боркоев Б. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В КЫРГЫЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. №. 6. C. 138-142