Жаңы саны

2023, №: 3

Кененирээк

Известия ВУЗов Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Сооронбаева Н.А.
  2. Сооронбаева Н.А.
  3. N.A. Sooronbaeva
Макаланын аты
  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
  2. ФИЗИКА САБАГЫНДА ЭКОЛОГИЯЛЫК ТАРБИЯ БЕРҮҮ
  3. ENVIRONMENTAL EDUCATION IN PHYSICS LESSONS
Аннотация
  1. В современном мире появилось много новых потен-циаль¬ных источников опасности, требующих от человека достаточно развитой функциональной грамот¬ности. Осо¬бое значение в этой связи имеет экологическое вос¬пи-та¬ние. Под экологическим воспитанием понимают фор-ми¬ро¬вание у людей сознательного отношения к окружаю-щей среде, направленного на охрану и рацио¬нальное ис¬поль-зование природных ресурсов. Препода¬ва¬ние предме¬та физики тесно связано с техническим прогрессом: разви-тие энергетики, средства связи, транс¬порта, создание ма¬териалов с заданными свойствами и др. Поэтому боль-шин¬ство вопросов физики включает в себя следующие взаи¬мосвязанные аспекты: энергети¬ческий и природо¬охра-ни¬тельный. В преподавание физики необходимо включить изучение вопросов о загрязнении и самоочищении атмо-сфе¬ры, парниковом эффекте, защите от ультрафио¬ле¬то-вого излучения, вредном влиянии раз¬лич¬ных шумов на ор¬га-низм человека, влиянии электро¬магнитных полей на орга-низм человека, выбросе вредных веществ, образующихся при сгорании топлива, естест¬венных источниках радиоак-тив¬ности.
  2. Азыркы мезгилде адам баласынан өнүккөн сабат¬туу-лукту талап кылган абдан көп жаңы коркунучтун булак-та¬ры бар. Ушуга байланыштуу экологиялык тарбия берүү өзгөчө мааниге ээ. Экологиялык тарбиянын негизги мак¬са-ты адамдарды айлана- чөйрөгө аң-сезимдүү мамиле кы-луу¬¬га жана аны коргоого, жаратылыш ресурстарын са-рам¬жалдуу пайдаланууга үйрөтүүдө турат. Физика пред-ме¬тин окутуу техникалык прогресс менен: энерге¬тиканын өсүшү, байланыш каражаттары, транспорт, керектүү ка¬сиеттеги материалдарды түзүү ж.б. менен тыгыз бай-ла¬нышкан. Ошондуктан физиканы окутуунун көп суроо¬ло-ру бири-бири менен тыгыз байланышкан энергетикалык жана жаратылышты коргоо аспекти¬лерин камтыйт. Фи¬зиканы окутууда атмосферанын булга¬нышы жана өзүн-өзү тазалоосу, парник эффекти, жерди ультра¬кыз-гылт-көк нурдануудан сактоо, ар кандай чуунун, элек¬т¬ро-маг¬ниттик талаалардын адамдын орга¬низмине таасири, отундун күйүүсүндө бөлүнүп чыккан зыяндуу заттар, радиоактивдүүлүктүн табигый булак¬тары жөнүндөгү суроолорду киргизүү зарыл.
  3. In the modern world, many new potential sources of dan-ger have emerged that require sufficiently developed functional literacy from a person. Of particular importance in this regard is environmental education. Under environmental education, under¬stand the formation of people's conscious attitude to the environment, aimed at the protection and rational use of natural resources. Teaching the subject of physics is closely related to technical progress: the development of energy, means of communication, transport, the creation of materials with given properties, etc. Therefore, most of the questions of physics include the following interrelated aspects: energy and environmental protection. It is necessary to include the study of the pollution and self-purification of the atmosphere, the greenhouse effect, protection against ultraviolet radiation, the harmful effects of various noises on the human body, the influence of electromagnetic fields on the human body, the emission of harmful substances formed during combustion of fuel, natural sources of radioactivity in teaching physics.
Негизги сөздөр
  1. экология, защита окружающей среды, природные ресурсы, технический прогресс, влияние на организм, вредные вещества, атмосфера, парниковый эффект, радиоактивность, электромагнитное поле.
  2. экология, айлана-чөйрөнү коргоо, жаратылыш ресурстары, техникалык прогресс, организм¬ге таасир, зыяндуу заттар, атмосфера, парник эффекти, радиоактивдүүлүк, электромагниттик талаа.
  3. ecology, environmental protection, natural resources, technical progress, effects on the body, harmful substances, atmosphere, greenhouse effect, radioactivity, electromagnetic field.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Сооронбаева Нургуль Акылбековна, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика, магистр.
  2. Сооронбаева Нургуль Акылбековна, Ош гуманитардык-педагогикалык институт, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, магистр.
  3. Nurgul Sooronbaeva, Osh humanitarian pedagogical Institute, Osh, Kyrgyz Republic, undergraduate.
Pdf версиясы
DOI
  • None
  • Цитаталоо
  • Сооронбаева Н.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. №. 10. C. 47-49