Жаңы саны

2024, №: 2

Кененирээк

Известия ВУЗов Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Абдыразакова М.У.
  2. Абдыразакова М.У.
  3. M.U. Abdуrazakova
Макаланын аты
  1. СРАВНЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ И КЫРГЫЗСКИХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРИНЦИПУ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ: «ГРАММАТИЧЕСКИЕ» ЗНАКИ - «СМЫСЛОВЫЕ» ЗНАКИ - «ИНТОНАЦИОННЫЕ» ЗНАКИ
  2. АНГЛИС ЖАНА КЫРГЫЗ ТЫБЫШ БЕЛГИЛЕРИН УЮШТУРУУ ПРИНЦИПТЕРИНЕ КАРАТА САЛЫШТЫРУУ: «ГРАММАТИКАЛЫК» БЕЛГИЛЕР - «СЕМАНТИКАЛЫК» БЕЛГИЛЕР - «ИНТОНАЦИЯЛЫК» БЕЛГИЛЕР
  3. THE COMPARISON OF ENGLISH AND KYRGYZ PUNCTUATION MARKS ACCORDING TO THE PRINCIPLE OF THEIR FORMATION: GRAMMATICAL SIGNS - SEMANTIC SIGNS - INTONATION SIGNS
Аннотация
  1. В этой статье рассматриваются знаки препинания в аналитическом английском и агглютинативном кыргыз-ском языках по принципу их образования и соответст¬вен-но расклассифицированы как знаки: «грамматические», «смыс¬ловые», «интонационные». Отмечено, что интона-цион¬ный критерий, а именно, критерий грамматического членения письменного текста, явился первопричиной соз-да¬ния пунктуационных знаков в английском языке, а грам-ма¬тический критерий явился первопричиной создания та-ко¬вых в кыргызском языке. Все три принципа, лежащие в основе образования пунктуационных знаков: грамма¬ти¬че-ский-смысловой-интнବционный-являются, можно ска-зать, равноправ¬ными, поскольку все они в той или иной сте¬пени участ¬вовали в образовании знаков препинания. Все данные принципы действуют в диахронии пунктуации во взаи¬мосвязи, но в связи с тем или иными условиями кон-текс¬та и дистрибуции предложения в связном контексте один из данных принципов может как бы актуализирова-ться и выдвигаться на первый план в содержании пунктуа¬ционного знака.
  2. Бул макалада аналитикалык англис жана агглютина¬тив¬дик кыргыз тилдериндеги тыныш белгилери алардын пайда болуу принципине жараша «грамматикалык», «се¬ман¬¬тикалык", "интонациялык" деп бѳлүнүшү каралган. Ма¬калада жазылган тексттин грамматикалык бөлүнүүсү интонациялык критерийлерден кѳз каранды экени, тактап айтканда грамматикалык критерий англис тилинде ты¬ныш белгилерин түзүүдѳ, ал эми ошол эле грам¬мати¬калык критерий кыргыз тилинде да тыныш белгилерин түзүүнүн негизги себепкер экенин белгилеп кеткен. Бардык үч прин¬цип: грамматикалык жана семанти¬калык, интонациялык - тыныш белгилеринин пайда болуу негиздеринде ар кандай даражада бирдей денгээлде деп белгиленген, себеби алар ты¬ныш белгилерин пайда кылууга катышты. Бул прин¬цип-тер¬дин баары тыныш белги¬леринин диахрониясында ѳз ара карым-катнашта, бирок контекстеги ар кандай шарт¬тарга байланыштуу, алар¬дын ар бири актуал¬да¬шуу-га мүмкүнчүлүгү бар жана тыныш белгилердин арасында алдынкы планга чыга алышат.
  3. In this article, punctuation marks in analytical English and agglutinative Kyrgyz languages are examined according to the principle of their formation and are accordingly classified as "grammatical", "semantic", "intonational" signs. It is noted that the intonational criterion, namely, the criterion of grammatical division of the written text, was the primary reason for the creation of punctuation marks in the English language, and the grammatical criterion was the primary reason for creating such in the Kyrgyz language. All three principles underlying the formation of punctuation marks: grammatical-semantic-intonational-are, one might say, equal in rights, because all of them participated in the formation of punctuation marks to some extent. All these principles work in the diachrony of punctuation in the relationship, but in connection with any of the context conditions and the distribution of the sentence in a coherent context, one of these principles can be actualized and highlighted in the content of the punctuation mark.
Негизги сөздөр
  1. грамматический, смысловой, ин¬то¬нବционный, диахрония, принцип, пунктуация, знак.
  2. грамматикалык, семантикалык, ин¬то¬националдуу, диахрония, принцип, тыныш белги
  3. grammatical, semantic, intonation, dia¬chro¬ny, principle, punctuation, sign.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Абдыразакова Марианна Усеиновна, Нарынский государственный университет имени С.Нааматова, г.Нарын, Кыргызская Республика, кафедра Германских языков, старший преподаватель.
  2. Абдыразакова Марианна Усеиновна, С.Нааматов атындагы Нарын мамлекеттик университети, Нарын шаары, Кыргыз Республикасы, «Герман тилдери» кафедрасы, ага окутуучу.
  3. Marianna Abdyrazakova, Naryn state university by name of S.Naamatov, Naryn, Kyrgyz Republic, Department of «German languages», senior lecturer.
Pdf версиясы
DOI
  • None
  • Цитаталоо
  • Абдыразакова М.У. СРАВНЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ И КЫРГЫЗСКИХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРИНЦИПУ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ: «ГРАММАТИЧЕСКИЕ» ЗНАКИ - «СМЫСЛОВЫЕ» ЗНАКИ - «ИНТОНАЦИОННЫЕ» ЗНАКИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. №. 3. C. 192-196