Жаңы саны

2023, №: 5

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Айтимбетова А.К., Калдыбаев С.К.
  2. Айтимбетова А.К., Калдыбаев С.К.
  3. A. Aytimbetova, S. Kaldybaev
Макаланын аты
  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
  2. БОЛОЧОК МУГАЛИМДЕРДИН ИЗИЛДӨӨЧҮЛҮК КОМПЕТЕНЦИЯЛАРЫН КАЛЫПТАНДЫРУУНУН ӨБӨЛГӨЛӨРҮ
  3. PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF THE RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
Аннотация
  1. В статье приведены предпосылки, приводящие к возникновению проблемы формирования исследовательской компетенции будущих учителей. С этой целью анализированы требования общества, предъявляемые к современному спеиалисту, основные положения Болонского процесса, установившего в системе образования компетентностный подход, а также сущность понятий “компентность” и “компетенция”. Проанализированы стратегические и нормативные документы в области образования. Основными требованиями документов являются формирование универсальной и профессиональной компетенций, которые, в свою очередь, предполагают проведения исследовательской деятеьности будущих учителей. Отдельным пунктом рассмотрен вопрос о влиянии глобализации в развитие системы образования. Глобализация провозглашает приоритет человека, его творческий и интеллектуальный потенциал, в основе которых лежит исследовательские умения человека. Автором также выделены требования рынка труда к подготовке специалистов, существующие недостатки в системе высшего профессионального образования.
  2. Макалада болочок мугалимдердин изилдөөчүлүк компетенцияларын калыптандырууга проблемасынын келип чыгышына алып келген өбөлгөлөр келтирилген. Бул максатта коомдун заманбап адиске коюп жаткан талаптары, компетенттүүлүк мамилени ишке ашырган Болон процессинин негизги жоболору, “компенттүүлүк” и “компетенция” түшүнүктөрүнүн маӊызы анализденген. Билим берүү областындагы стратегиялык жана нормативдик документтер талдоого алынган. Документтердин негизги талаптары болуп универсалдуу жана кесиптик компетенттүүлүктөрдү калыптандыруу эсептелет, алар болочок мугалимдин изилдөөчүлүк ишмердүүлүктөрүн шарттайт. Негизги бөлүк катары глобалдашуунун билим берүүгө тийгизген таасирлери анализденген. Глобалдашуу адамды, анын чыгармачыл жана интеллектуалдык потенциалын приоритет катары карайт, булардын негизинде адамдын изилдөөчүлүк билгичтиктери жатат. Автор тарабынан адистерди даярдоого карата базар экономикасынын талаптары, жогорку кесиптик билим берүүдөгү орун алган кемчиликтер белгиленген.
  3. The article presents the prerequisites that lead to the emergence of the problem of the formation of the research competence of future teachers. For this purpose, the requirements of society for a modern specialist, the main provisions of the Bologna process, which established a competency-based approach in the education system, as well as the essence of the concepts of “competence” and “competence”, are analyzed. Analyzed strategic and regulatory documents in the field of education. The main requirements of the documents are the formation of universal and professional competencies, which, in turn, require research activities of future teachers. A separate item considers the issue of the impact of globalization on the development of the education system. Globalization proclaims the priority of man, his creative and intellectual potential, which are based on human research skills. The author also highlights the requirements of the labor market for the training of specialists, the existing shortcomings in the system of higher professional education.
Негизги сөздөр
  1. высшее образование, компетенция, компетентностный подход, рыночная экономика, требования, госстандарты образования, система образования, подготовка учителей.
  2. жогорку билим, компетенция, компетенттүүлүк мамиле, базар экономикасы, талаптар, билимдин мамстандарттары, билим системасы, мугалимдерди даярдоо.
  3. higher education, competence, competence-based approach, market economy, requirements, state education standards, education system, teacher training.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Айтимбетова Айсулуу Курманбаевна, Кыргызский Национальный университет им. Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, аспирант. Калдыбаев Салидин Кадыркулович, Международный университет Ала-Тоо, г.Бишкек, Кыргызская Республика, доктор педагогических наук, профессор.
  2. Айтимбетова Айсулуу Курманбаевна, Ж.Баласагын атындагы Кыргыз Улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант. Калдыбаев Салидин Кадыркулович, Ала-Тоо эл аралык университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин доктору, профессор.
  3. Aysuluu Aytimbetova, Kyrgyz National University named after Zh.Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, graduate student. Salidin Kaldybaev, Ala-Too International University, Bishkek, Kyrgyz Republic, doctor of pedagogical sciences, professor.
Pdf версиясы
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.18.69.048
  • Цитаталоо
  • Айтимбетова А.К., Калдыбаев С.К. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 10. C. 220-223