Жаңы саны

2023, №: 5

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Жумагулова А.Б.
  2. Жумагулова А.Б.
  3. A.B. Zhumagulova
Макаланын аты
  1. К ВЫБОРУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕГО ПРАВОВОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  2. УКУКТУК ЖАНА ИНСТИТУЦИОНАЛДЫК КАМСЫЗДООНУ ӨНҮКТҮРҮҮ ҮЧҮН «БИЛИМ БЕРҮҮ САПАТЫ» ТЕРМИНИН АНЫКТООНУ ТАНДООГО КАРАТА
  3. TO THE SELECTION OF THE DEFINITION OF THE TERM «QUALITY OF HIGHER EDUCATION» FOR THE DEVELOPMENT OF ITS LEGAL AND INSTITUTIONAL ENSURING
Аннотация
  1. Рассмотрен вопрос выбора определения термина «качество образования», пригодного для эффективного практического использования в целях формирования и развития правового и институционального обеспечения качества высшего образования. Отмечено, что имею¬щие¬ся в научной литературе определения качества об¬ра¬зования весьма многообразны и очень сильно зависят от множества сущностных основ самого понятия «об-ра¬зование», тесно связанных с различными его функ-ция¬ми (социальными, интеллектуальными, экономи-че¬ски¬ми и т.д.). В качестве наиболее приемлемого ва-риан¬та предложено определение, легитимированное на международном (Международная организация по стан¬дартизации – ISO) и национальных уровнях. Это важно в связи с такими ключевыми трендами совре-мен¬ности как глобализация и интернационализация выс¬шего образования, его массовизация, академическая мобильность, сотрудничество университетов на ми¬ро¬вом рынке, внедрение современных систем менедж¬мен¬та качества, глобализация рынка труда. Приведены и проанализированы объекты и требования, входящие в это определение в случае рассмотрения качества выс¬ше¬го образования.
  2. Жогорку билим берүү сапатын укуктук жана инс¬ти¬тутционалдык өнүктүрүү камсыздоо жана калып¬тан¬дыруу максатында натыйжалуу түрдө пайда¬ла¬нуу¬га жарактуу болгон, «билим берүү сапаты» тер¬ми¬нин аныктоону тандоо маселеси каралган. Илимий ада¬бият¬тарда билим берүүнүн сапатынын өтө көп анык¬та¬малары берилген жана анын түрдүү функциялары (социалдык, интеллектуалдык, экономикалык ж.б.) ме¬нен тыгыз байланыштуу болгон «билим берүү» түшү¬нү¬гүнүн көп жактуу маңызынан көз карандылыгы бел¬ги-ленген. Кыйла алгылыктуу варианты катары эл ара-лык легитимдештирилген (ISO – стандарташтыруу бо¬юнча Эл аралык уюм) жана улуттук деңгээлдеги анык¬тама сунушталган. Бул жогорку билим берүүнү ааламдаштыруу жана интернационалдаштыруу ката¬рын¬да мындай заманбап негизги жетишкендиктер ме¬нен массовизациялоо, академиялык мобилдештирүү, ун謬вер¬ситеттердин дүйнөлүк рыноктогу кызмат¬таш¬ты¬гы, сапат менеджментинин заманбап систе¬ма¬ла¬рына салым кошуу, эмгек рыногун глобалдаштыруу ме¬нен байланыштуулугу маанилүү. Жогорку билим бе¬рүү-нүн сапатын караган учурда, бул аныктамага кирген объекттер жана талаптар эске алынган жана тал-дан¬ган.
  3. The question of choosing the definition of the term “quality of education” suitable for effective practical use in order to form and develop legal and institutional quality assurance of higher education is considered. It is noted that the definitions of the quality of education available in the scientific literature are very diverse and very strongly depend on the set of essential foundations of the very concept of “education”, which are closely associated with its various functions (social, intellectual, economic, etc.). A definition legitimized at the international (International Organization for Standardization - ISO) and national levels are proposed as the most acceptable option. This is important in connection with such key trends of modernity as globalization and internationalization of higher education, its mastication, academic mobility, the cooperation of universi¬ties on the world market, the introduction of modern quality management systems, globalization of the labor market. The objects and requirements included in this definition are given and analyzed in the case of considering the quality of higher education.
Негизги сөздөр
  1. образование, качество высшего образования, международное право, образовательное пра¬во, глобализация, интернационализация образова¬ния, обеспечение качества, стандарты качества, ме-недж¬мент качества.
  2. билим берүү, жогорку билим бе¬рүү¬нүн сапаты, эл аралык укук, билим берүү укугу, аалам¬дашуу, билим берүүнү интернационализациялоо, са¬патты камсыздоо системалары, сапат стан¬дарт¬та¬ры, сапаттын менеджменти.
  3. education, quality of higher education, in¬ter¬national law, educational law, globalization, internatio¬na¬-lization of education, quality assurance, quality stan-dards, quality management.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Жумагулова А.Б., Независимое Агентство аккредитации и рейтинга, г.Астана, Республика Казахстан, директор, кандидат юридических наук.
  2. Жумагулова А.Б., Көз карандысыз аккредитация жана рейтинг Агенттиги, Астана шаары, Казакстан Республикасы, директор, юридика илимдердин кандидаты.
  3. A. Zhumagulova, Independent Agency of accreditation and rating, Astana, Republic of Kazakhstan, director, candidate of legal sciences.
Pdf версиясы
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Цитаталоо
  • Жумагулова А.Б. К ВЫБОРУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕГО ПРАВОВОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 2. C. 99-103