|
-
Азизова Д.Ш., Матаев М.А., Назарова О.Н
-
Азизова Д.Ш., Матаев М.А., Назарова О.Н
-
D. Azizova, М. Mataev, О. Nazarova
-
ЭКСПЛИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА «МУЗЫКА» В РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ
-
ДИНИЙ-МИСТИКАЛЫК ОКУУДАГЫ «МУЗЫКА» ФЕНОМЕНИН ЭКСПЛИКАЦИЯСЫ
-
EXPLICATION OF THE «МUSIC» PHENOMENON IN RELIGIOUS AND MYSTICAL TEACHING
-
В эстетической концепции суфизма из всех видов искусства особое место занимала музыка. В понимании сущности
музыки и её оценке идея суфизма противостояла исламской
идеологии. Ислам, как нам известно, не любит никакой музыки,
в преклонении перед Аллахом применение музыки запрещается.
Поэтому эстетика суфизма сначала отказалась от музыки, но
постепенно оценили и начали применять понемногу. По мнению приверженцев этого течения музыка относится к Чистому миру, т.е. миру Бога, это гармония духа Бога, поэтому она
поможет людям в понимании Бога, спасает их от плохого поведения. Эстетика суфизма, согласно своим идеалам, чётко
отличали форму и содержание от поэзии. Поэтическое произведение должно быть эмоциональным и легко воспринимаемым. Содержание стиха – это, прежде всего, обнаружение
духовной силы создателя, человек соединяется с этим духом и
очищается. Форма произведения – отражение абсолютного
бытия в виде предмета материального мира. Для суфистов
поэзия не только чистые, приятные форма и ритм, сложение
рифм, это естественное проявление потребности внутреннего мира, умение разуметь красоту и прекрасное, достижение
их. Суфийские стихи сочиняли крупные арабские, персидские,
тюркские и азербайджанские поэты (Аттар, Саади, Руми, Хафиз, Ниязи, Джами, Насими). Их поэзия связана с символикой,
это дало возможность выразить резкие мнения, не боясь изгнания.
-
Суфизмдин эстетикалык концепциясында искусствонун
түрлөрүнүн ичинен музыка өзгөчө орунда турган. Суфийлердин пикири боюнча музыка Таза дүйнөгө, башкача айтканда,
Кудайдын дүйнөсүнө тиешелүү, ал Кудайдын рухунун гармониясы, ошондуктан музыка Кудайды түшүнүүдө адамдарга
жардам берет, аларды жаман жолдордон сактайт. Суфизм
эстетикасы поэзиядан өздөрүнүн идеалына жараша форманы
жана мазмунду так ажыратышкан. Поэтикалык чыгарма
эмоционалдуу жана кабыл алууга жеңил болууга тийиш. Ырдын мазмуну-бул барынан мурда жараткандын рухтук күчүнүн ачыкка чыгышы, адам бул рух менен биригип тазаланат.
Чыгарманын формасы – абсолюттук бытиенин материалдык
дүйнөнүн предмети түрүндө чагылдырылышы. Суфийлер үчүн
поэзия таза, жагымдуу форма жана ыргак, уйкаштыктардын
куралышы гана эмес, ал ички дүйнөнүн керектөөсүнүн табигый түрдө ачык билиниши, абсолюттук сулуулук жана кооздукту баамдай билүү, ага жетишүү. Суфийлик ырларды ири
араб, перс, түрк жана азербайжан акындары (Аттар, Саади,
Руми, Хафиз, Ниязи, Джами, Насими) жазышкан. Алардын
поэзиясы символика менен байланышкан, бул исламдын кугунтуктоосунан чочулабай кескин пикирлерди билдирүүгө мүмкүнчүлүк берген.
-
In the aesthetic concept of Sufism, of all art forms, music occupied a special place. In understanding the essence of music and its
evaluation, the idea of Sufism opposed Islamic ideology. Islam, as we
know, does not like any music, in worship of Allah, the use of music is
prohibited. Therefore, the aesthetics of Sufism initially abandoned
music, but gradually appreciated and began to apply little by little.
According to the adherents of this trend, music belongs to the Pure
World, i.e. the world of God, this is the harmony of the spirit of God,
so it will help people in understanding God, save them from bad
behavior. The aesthetics of Sufism, according to their ideals, clearly
distinguished form and content from poetry. A poetic work should be
emotional and easily perceived. The content of the verse is, first of all,
the discovery of the spiritual power of the creator, a person unites with
this spirit and is purified. The form of the work is a reflection of
absolute being in the form of an object of the material world. For Sufis,
poetry is not only a pure, pleasant form and rhythm, the addition of
rhymes, it is a natural manifestation of the need for the inner world,
the ability to understand beauty and beauty, to achieve them. Sufi
poems were composed by major Arabic, Persian, Turkic and
Azerbaijani poets (Attar, Saadi, Rumi, Hafiz, Niyazi, Jami, Nasimi).
Their poetry is associated with symbolism, which made it possible to
express strong opinions without fear of exile.
-
абсолютное бытие, геоденисттическая музыка, догмы ислама, природа поэзии, музыкальная искусство, катарсис, неоплатонская учения, суфизм, эстети-ческая гармония, этическая норма.
-
абсолюттук бытие, геоденисттик музыка, ислам догмалары, поэзиялык табият, музыкалык искусство, катарсис, неоплатондук окуу, суфизм, эстетикалык гармония, этикалык ченем.
-
absolute being, geodenistic music, Islamic dogma, nature of poetry, musical art, catharsis, Neoplatonic teachings, Sufism, aesthetic harmony, ethical norm.
Авторлор жөнүндө маалымат
-
Азизова Дилбара Шакировна, Ошский
государственный университет, г. Ош,
Кыргызская Республика, кандидат
философских наук, доцент.
Матаев Медербека Айтыбаевича, Южное
отделение Национальной академии наук
Кыргызской Республики, г. Ош, Кыргызская
Республика, аспирант.
Назарова Охиста Назиржоновна, Ошский
государственный университет, г. Ош, Кыргызская
Республика, магистрант.
-
Азизова Дилбара Шакировна, Ош Мамлекеттик
Университети, Ош шаары, Кыргыз
Республикасы, философия илимдеринин
кандидаты, доцент.
Матаев Медербек Айтыбаевич, Кыргыз
Республикасынын Улуттук илимдер
академиясынын туштук бөлүму, Ош шаары,
Кыргыз Республикасы, аспирант.
Назарова Охиста Назиржоновна, Ош Мамлекеттик
Университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы,
магистрант.
-
Dilbara Azizova, Osh State University, Osh, Kyrgyz
Republic, candidate of philosophical sciences,
associate professor.
Mederbek Mataev, Southern Branch of the National
Academy of Sciences of the Kyrgyz
Republic, Osh, Kyrgyz Republic, postgraduate
student.
Ohista Nazarova, Osh State University,
Osh, Kyrgyz Republic, undergraduate student.
10.26104/NNTIK.2023.62.76.036
Азизова Д.Ш., Матаев М.А., Назарова О.Н ЭКСПЛИКАЦИЯ ФЕНОМЕНА «МУЗЫКА» В РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2023. №. 2. C. 171-174
|