Жаңы саны

2024, №: 3

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Ибраева М.Э.
  2. Ибраева М.Э.
  3. M.E. Ibraeva
Макаланын аты
  1. О ВОПРОСАХ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА
  2. РОМАНДЫН СЮЖЕТТИК КОМПОЗИЦИЯСЫН ОКУТУУНУН МАСЕЛЕЛЕРИ
  3. ON THE ISSUES OF TEACHING THE PLOT COMPOSITION OF THE NOVEL
Аннотация
  1. В статье рассматривается основной сюжет романа «Каныбек», в котором разворачиваются события вокруг главного героя романа Каныбека. Представлен подробный анализ героев во взаимосвязи с главным героем Каныбеком. Статья рассматривает нижеперечисленные задачи, пос-тав¬ленные перед преподавателем в процессе анализа глав-ного героя романа: использование стилистических приемов и средств, для описания главного героя романа; описание пи¬сательского стиля автора; эволюционное разви¬тие ге¬роя и влияние других героев романа на становление, и фор¬ми¬рование главного героя; отношение главного героя к свое¬му народу, представителям власти и общественное строение; акцентирование на положительных и отрица¬тель¬ных качествах главного героя в познавательных и вос¬пи¬тательных целях, которые могут способствовать фор¬ми¬рованию умения дать объективную оценку ценности произведения и раскрытию позиции автора произведения. Для выполнения педагогической задачи в процессе анализа, представлен системный анализ композиционной структу¬ры произведения посредством лекции-рассказа и вырази¬тель-ного чтения с комментариями и составления описа¬тель-ной характеристики главного героя, а также исполь¬зо-вания сравнительного метода анализа.
  2. Бул макалада «Каныбек» романынын негизги сюжети баш¬кы каарман Каныбектин айланасында ѳнүгѳ турган¬дыгы; башка образдар да Каныбек менен бирдикте, карым-катышта талданып, мугалим Каныбектин образына тал¬доо жүргүзүүдѳ тѳмѳнкүдѳй маселелерге кѳңүл бура тур¬ган¬дыгы айкындалган. Автордун башкы каарманды сүрѳт¬тѳѳ¬дѳ кандай кѳркѳм сѳз каражаттарын колдонгондугуна; автордун жазуу стилине; анын образынын эволюциялык ѳсүп-ѳнүгүүсүнѳ; айлана чѳйрѳсүндѳгү каармандардын таବсири аны канчалык деңгээлде ѳзгѳртѳ алгандыгына; анын элге, бийлик ѳкүлдѳрүнѳ, коомдук түзүлүшкѳ кандай ма¬миле кылгандыгына; ага тиешелүү оң, терс сапат¬тар¬дын окуучуларга тийгизген таанытуучулук жана тарбия¬лык маанисине токтолуусу, автордун позициясын ачып бе¬рүү-гѳ, чыгарманын баалуулугуна бир аз болсо дагы окуу¬чу-ларды ѳз кѳз караштарын калыптандырууга үйрѳтѳ тур-ган¬дыгы кѳрсѳтүлгѳн. Талдоодогу педагогикалык максат-ты ишке ашырууда мугалимдин лекция - аңгемеси менен кѳр¬кѳм окуп комментариялоо, каарманга мүнѳздѳмѳ түзүү, салыштыруу ыкмалары колдонулуп, чыгарманын компози¬циялык түзүлүшү системалуу талданган.
  3. The article discusses the main plot of the novel "Kanybek", in which events unfold around the main character of the novel Kanybek. A detailed analysis of the heroes in relation to the main character Kanybek is presented as well. The article considers the following tasks set for the teacher in the process of analysing the main character of the novel: the use of stylistic techniques and means to describe the protagonist of the novel; description of the author’s writing style; the evolutionary deve-lop¬ment of the main character and the influence of other characters of the novel on the formation of the main character; the attitude of the main character of a novel towards his people, representatives of authorities and rulers, and social structure; emphasis on the positive and negative qualities of the prota¬go-nist for cognitive and educational purposes, which can contri-bute to the formation of the ability of learners to give an objec-tive assessment of the literature value of the work and the disclosure of the position of the author’s intentions. To fulfil the pedagogical task in the analysis process, a systematic analysis of the compositional structure of the work is presented on the ba¬sis of a comparative analysis, and by giving descriptive cha-rac¬teristics of the main character through a lecture-story-telling and expressive reading with comments.
Негизги сөздөр
  1. эволюционное развитие, фоль¬кло¬ризм, сюжет, композиция, комментарий, образ, факт, до¬манта романа, эксперимент.
  2. эволюциялык ѳнүгүү, фоль¬кло¬ризм, сюжет, композиция, комментарий, образ, факт, ро¬ман¬дын домантасы, эксперимент.
  3. evolutionary development, folklore, plot, com¬po¬¬sition, comment, image, fact, domanta of the novel, expe¬ri¬ment.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Ибраева Мира Эсенбековна, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, и.о. доцента.
  2. Ибраева Мира Эсенбековна, Кыргыз-Түрк «Манас» университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин кандидаты, доценттин милдетин аткаруучу.
  3. Mira Ibraeva, Kyrgyz-Turkish University «Manas», Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, acting associate professor.
Pdf версиясы
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Цитаталоо
  • Ибраева М.Э. О ВОПРОСАХ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 10. C. 227-231