Жаңы саны

2023, №: 5

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Зикирова Г.А., Култаева Д.Ч.
  2. Зикирова Г.А., Култаева Д.Ч.
  3. G.A. Zikirova, D.Ch. Kultaeva
Макаланын аты
  1. ДЕЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  2. ИШМЕРДҮҮЛҮК МАМИЛЕ ЖАНА КЕСИПТИК КОМПЕТЕНТТҮҮЛҮК
  3. BUSINESS RELATION AND PROFESSIONAL COMPETENCE
Аннотация
  1. В данной статье рассматривается вопрос под-го¬тов¬ки компетентного специалиста. Определяются роль и значение де¬ловых отношений как эффективного способа фор¬ми¬ро¬вания профессиональных компетент¬нос¬тей. Будут расшифрованы взаимоотношения поня¬тий компетенции, компетентности, опыта и деятель-ности. В качестве причин интенсивного развития ком¬пе¬тентностного подхода в образовании исследователи выделяют несколько факторов и тенденций. Отмечае¬тся, что компетенция имеет возрастную динамику и возрастную специфику, оговариваются изменения до¬ми¬нирующего положения компетенций. При подготов¬ке компетентных кадров представляется, что прежде всего, эффективнее выявлять знания, умения и навыки, формировать их на основе деловых подходов. Для этого необходимо увеличить время в практической части учебных планов профессиональных училищ.
  2. Бул макалада компетенттүү адисти даярдоо ма¬се¬леси каралат. Ишмердүүлүк мамиленин кесиптик ком¬петенттүүлүктү калыптандыруунун эффективдүү жолу катары мааниси жана ролу аныкталат. Компе¬тенция, компетенттүүлүк, тажрыйба жана ишмер¬дүү¬лүк түшүнүктөрүнүн өз ара байланыштары чечме¬ле¬нет. Билим берүүдө компетенттүүлүк мамиленин ин¬тенсивдүү өнүгүшүнүн себептери катары изилдөө¬чү¬лөр бир нече факторлорду жана тенденцияларды бел¬-гилешет. Компетенция курактык динамикага жана курактык спецификага ээ экендиги белгиленип, компе¬тен¬циялар өзүлөрүнүн үстөмдүк абалын өзгөртүшү айтылган. Компетенттүү кадрды даярдоодо эң оболу, билимдерди, билгичтиктерди жана көндүмдөрдү кам¬ты¬ган тажрыйбаларды тактап, аларды ишмердүүлүк мамиленин негизинде калыптандыруу эффективдүү бо¬лору көрүнүп турат. Ал үчүн кесиптик окуу жай¬лар¬дын окуу пландарынын практикалык бөлүгүнө убакыт¬ты көбөйтүү зарыл экендиги айтылат.
  3. This article discusses the issue of training a competent specialist. The role and importance of business relations as an effective way of forming professional competences are defined. The relationship between the concepts of com¬pe¬tence, competence, experience, and activity will be deciphe¬red. As the reasons for the intensive development of the com¬petence approach in education, researchers identify se¬veral factors and trends. It is noted that competence has age dynamics and age specificity, changes in the dominant position of competences are stipulated. When training com¬pe¬tent personnel, it seems that first of all, it is more effec¬tive to identify knowledge and skills, to form them on the basis of business approaches. To do this, it is necessary to increase the time in the practical part of the curricula of vocational schools.
Негизги сөздөр
  1. компетенция, компетентность, дея¬тельность, профессионализм, опыт, знания, лич¬ность, способности, аспект, нормативные признаки.
  2. компетенция, компетенттүүлүк, ишмердүүлүк, кесиптик, тажрыйба, билим, инсан, жөн¬¬дөмдүүлүк, аспект, нормативдүү белгилер.
  3. competence, competence, activity, profes¬sio¬nalism, experience, knowledge, personality, abilities, as¬pect, normative signs.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Тахирова Назгүл Исраиловна, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, кафедра «Технологии филологического образования», старший преподаватель.
  2. Тахирова Назгүл Исраиловна, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары Кыргыз Республикасы, Филологиялык билим берүү технологиялары кафедрасы, ага окутуучу.
  3. Nazgul Takhirova, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, Department of technology of philological education, a senior lecturer.
Pdf версиясы
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Цитаталоо
  • Зикирова Г.А., Култаева Д.Ч. ДЕЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 1. C. 155-158