Жаңы саны

2024, №: 3

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Садыкова А.А.
  2. Садыкова А.А.
  3. А.А. Sadykova
Макаланын аты
  1. БАЛЕТ «ШУРАЛЕ» Ф. ЯРУЛЛИНА КАК ОБРАЗЕЦ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОЧТЕНИИ ДАУРЕНА АБИРОВА
  2. Ф. ЯРУЛЛИНДИН «ШУРАЛЕ» БАЛЕТИ УЛУТТУК ТАТАР СПЕКТАКЛИНИН ҮЛГҮСҮ КАТАРЫ ДАУРЕН АБИРОВДУН ХОРЕОГРАФИЯЛЫК ОКУП ЧЫГУУСУНДА
  3. BALLET «SHURALE» BY F. YARULLIN AS AN EXAMPLE OF THE TATAR NATIONAL PERFORMANCE IN THE CHOREOGRAPHIC READING OF DAUREN ABIROV
Аннотация
  1. Статья посвящена истории создания и характе¬рис-тике балета «Шурале» татарского композитора Ф.Ярул-ли¬на в постановке казахского балетмейстера Даурена Абирова. Отмечаются исторические факты соз¬дания и премьерные постановки балета «Шурале» в Казани и Ле-нин¬граде. В статье акцентируется роль новаторской ин-тер¬претации известного советского балетмейстера Леони¬да Якобсона, который придал танцу классические традиции танцевальности. Условность хореографического искусства выразилась во взаимодействии выразительного и изобразительного начал. Именно Л.Якобсон придал на¬ро䬬ным элементам самобытного танцевального языка клас¬сическую основу. В статье отмечается симфонизм ба¬летного мышления Якобсона, который выражается в син¬тезе классических, народных, сольных и ансамблевых номе¬рах. Главный успех спектакля «Шурале» в народности его музыкального языка, музыка которого пронизана духом та¬тар¬ского мелоса. Поэтому первый татарский нацио¬наль¬ный балет занял достойное место среди лучших ба¬лет¬ных спектаклей народов СССР. Счастливой судьбе балета спо-соб¬ствовала и конфликтная драматургия, ко¬то¬рая являет собой трансформацию образов в их столк¬новении. В ста¬тье оценивается выдающийся вклад в пос¬та¬новке «Шура¬ле» казахского балетмейстера Даурена Абирова – первого национального профессионального хо¬ре¬графа. Балетный спектакль Ф.Яруллина «Шурале» в постановке Д.Абирова стал достоянием татарской и казахстанской националь¬ных хореографических школ, явив собой выдающееся дос¬ти¬жение советского балетного театра.
  2. Бул макала казак балетмейстери Даурен Абировдун постановкасында татар композитор Ф.Яруллиндин “Шу-ра¬ле” балетинин мүнөздөмөсүнө жана жаратуу тары¬¬хы-на арналган. “Шурале” балеттин Казан жана Ленин¬град-да болгон премьера постановкасы жана тары¬хый фактылар белгиленген. Макалада новатордук интер-претация белги¬лүү совет балетмейстер Леонид Якобсон-дун ролу анык¬та묬ган, ал бийде классикалык салттарын кү-чөт¬көн. Таа¬сир¬дүүлүк менен көркөмдүүлүктүн бирге ара-кеттешүүсү хореографиялык искусствосунун шарт¬туу-лугунда көрсө¬түл¬гөн. Так эле Л.Якобсон бий тилдин өзүнчө элдик эле¬мент¬терине классикалык негизин берген. Макала¬да Якоб¬сон¬дун симфонизм балет ой жүгүртүүсү аныкта¬лып, анын классикалык, элдик, соло жана ансамбл-дик син¬тези көрсө¬тү¬лөт. «Шурале» спектаклдин негизги ийгилиги музыкалык тилдин элдигинде, анын музыкасы татар обо¬нунун духу катарына өттү. Ошондуктан бирин¬чи татар улуттук ба¬ле¬ти СССР элдеринин эң мыкты балет спек¬такл¬деринин ка¬та¬рында болуп өз ордун татык¬туу ээлеген. Балеттин бактылуу тагдырына конфликт драматургия¬сын¬дагы об¬раз¬дардын трансформациясынын кагылышы этил¬ген. Ма¬кବлада «Шурале» постановкасында казак ба¬лет¬¬мейстер Даурен Абировдун – биринчи улуттук про¬фес¬сионалдык хо¬рео-графтын көрүнүктүү салымы баалан¬ган. Д.Абировдун постановкасында Ф.Яруллиндин “Шурале” балет спек-так¬ли татар жана казак улуттук хореогра¬фиялык мектепте¬р謬нин энчиси болуп, жалпы совет балет театрынын көрү¬нүктүү жетишкендиги болуп калды.
  3. This article is devoted to the creative heritage of the com-po¬ser, laureate of the state prize named after Toktogul, laureate of the state prize named after Toktogul, composer Toktogul Satylganov. Yarullin's ballet "Shurale" is devoted to the character and history of creation. Note that the ballet "Shurale" was the delivery of the premiere in Kazan and Leningrad, as well as historical facts. The innovative interpretation in the article defined the role of the famous Soviet ballet master Leonid Yakobson, who strengthened the classical traditions of dance. Interaction of expressiveness and arts is presented in the con¬ditions of choreographic art. Precisely L. Jacobson gave a clas¬si-cal basis to separate folk elements of the language. The article describes the ballet thinking of Jacobson's symphonic, demon-stra¬tes his classical, folk, solo and ensemble synthesis. "Shura-le" is a people of musical language, whose music has become the spiritual heritage of the Tatar people. Therefore, the first Tatar national ballet took its place, becoming one of the best ballet performances of the peoples of the USSR. The transfer-ma¬tion of images in the drama of the conflict came across the happy fate of the ballet. The article assesses the outstanding contribution to performance" Shurale " ballet master Kazakh by Dauren Abirova, the First national professional choreographer. D.I.O. In setting Euroway F. Ballet “Shurale” Yarullina became Tatar and Kazakh national ballet school, becoming an out¬stan¬ding achievement of Soviet ballet theatre.
Негизги сөздөр
  1. балетмейстер, хореография, та¬тар¬ский театр, танцевальный язык, классические тра¬ди¬ции, музыкальная культура, татарский мелос, добро и зло, конфликтная драматургия, лейтмотив.
  2. балетмейстер, хореография, татар театры, бий тили, классикалык салттар, музыкалык мада¬ният, татар обону, жакшылык менен жамандык, конф¬ликт драматургиясы, лейтмотив.
  3. choreographer, choreography, tatar theatre, dance language, the classical tradition, musical culture, tatar melos, good and evil, the conflict drama, latemative.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Садыкова Анвара Ариповна, Казахская национальная академия хореографии, г.Алматы, Республики Казахстан, старший преподаватель.
  2. Садыкова Анвара Ариповна, Казак улуттук хореография академиясы, Алматы шаары, Казахстан Республиксы, ага окутуучу.
  3. Anvara Sadykova, Kazakh national Academy of choreography, Almaty, Republic of Kazakhstan, senior lecturer.
Pdf версиясы
DOI
  • None
  • Цитаталоо
  • Садыкова А.А. БАЛЕТ «ШУРАЛЕ» Ф. ЯРУЛЛИНА КАК ОБРАЗЕЦ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОЧТЕНИИ ДАУРЕНА АБИРОВА. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. №. 11. C. 127-132