Жаңы саны

2023, №: 5

Кененирээк

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Макала
Авторлор
  1. Кантарбаева Ш.М., Дуйшебаев С.С., Мусин К.С., Турсымбекова З.Ж.
  2. Кантарбаева Ш.М., Дуйшебаев С.С., Мусин К.С., Турсымбекова З.Ж.
  3. Sh.M. Kantarbaeva, S.S. Duishebaev, K.S. Musin, Z.J. Tursymbekova
Макаланын аты
  1. ПРОБЛЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПОДОТРАСЛИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-КИТАЙСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
  2. КАЗАХСТАН-КЫТАЙ ЖҮК ТАШУУЛАРЫН ӨНҮКТҮРҮҮ ҮЧҮН АВТОТРАНСПОРТ ТАРМАГЫНЫН КӨЙГӨЙЛӨРҮ
  3. THE PROBLEM OF THE ROAD TRANSPORT SUB-SECTOR FOR THE DEVELOPMENT OF KAZAKH-CHINESE CARGO TRANSPORTATION
Аннотация
  1. В настоящее время из районов Юго-Восточного Китая морским транспортом в страны Евросоюза достав¬ляется более 300 миллионов тонн различных товаров в год. Переключение хотя бы 5% этого объема на сухопутный транс¬¬порт увеличит в 4 раза существующие объемы пере¬во¬зок из Китайской Народной Республики и транзита через Казахстан. С точки зрения экономической эффективности для Казахстана наиболее приемлемым способом доставки про¬дукции из Китая, а также транзита груза через Казах¬стан является перевозка автотранспортом. Анализ пока¬зы¬вает, что автотранспортная перевозка 1 млн тонн гру¬за увели-чивает казахстанское содержание в общем объеме транспортных услуг на 375 млн долларов США, в то время как перевозка по железной дороге - только на 46,2 млн дол¬ла¬ров США. Поэтому в статье рассматриваются пути улучшения и повышения технического потенциала отрасли для снижения себестоимости перевозимых грузов из Китая в Казахстан.
  2. Азыркы учурда Кытайдын түштүк чыгыш район¬до-ру¬нан Евросоюздук өлкөлөрүнөн деңиз транспорту менен жылына 300 миллиондон ашуун тонна ар түрдүү товарлар жеткирүлүүдө.Ушул көлөмдү жок дегенде 5% кургак жол транс¬порту менен ташуу өткөрүү Кытай Эл Республи¬касы жана Казахстан аркылуу транзиттик ташуулардын көлөмүн 4 эсе көбөй¬төт. Экономикалык эффективдүүлүк жа¬гынан Казах¬стан¬га Кытайдан продукцияны жетки¬рүү¬нүн эң ыңгайлуу жолдорунан, ошондой эле Казахстан аркы¬луу жүктөрдү транзит менен алып өтүү үчүн авто¬тран¬с¬порт менен ташуу эсептелет. Талдоолор көрсөткөндөй, 1 млн тонна жүктү автотранспорт менен ташуу Казах¬стан¬ды кам¬сыздоо үчүн транспорттук тейлөөлөрдү 375 млн АКШ долларына көбөйтөт, ошол учурда темир жол аркылуу ташу болгону 46,2 млн АКШ долларын түзөт. Ошондук¬тан, макалада Кытайдан Казахстанга жүктөрдү ташуу¬нун өздүк наркын төмөндөтүү үчүн техникалык по¬тен¬¬циалды жогорулатуу жана жакшыртуу жолдору ка¬ралат.
  3. At present, over 300 million tons of various goods per year are shipped from the regions of Southeast China by sea to the EU countries. Switching at least 5% of this volume to land transport will increase by 4 times the existing traffic volumes from the PRC and transit through Kazakhstan. From the stand-point of economic efficiency for Kazakhstan, the most accep¬table way of delivery of products from China, as well as transit goods through Kazakhstan is transportation by road. The analysis shows that road transport 1 million tons of freight in¬crea¬¬ses Kazakhstan content in the total transport services at 375 million USD, whereas transportation by rail-only 46.2 million USD. Therefore, article discusses the ways of improving and strengthening the technical capacity of the industry to reduce the cost of goods transported from China to Kazakhstan.
Негизги сөздөр
  1. Китай, перевозка, автотранспорт, объем, себестоимость, снижение, срок службы.
  2. Кытай, ташуу, автотранспорт, кө¬лөм, өздүк нарк, төмөндөтүү, сактоо мөөнөтү.
  3. China, cargo, motor transport, volume, cost, decrease, service life.
Авторлор жөнүндө маалымат
  1. Кантарбаева Шырын Мырзахановна, Университет НАРХОЗ, г.Алматы, Республика Казахстан, кафедра Государственного управления, доктор экономических наук, и.о. профессора. Дуйшебаев Султан Сыргабекович, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н.Исанова, г.Бишкек, Кыргызская Республика, Институт транспорта и экологии, кандидат технических наук, и.о. доцента. Мусин Кыдыржан Сейтжанович, Казахская Автомобильно-Дорожная Академия, Алматы, Республика Казахстан, кафедра Транспортная техника и организация перевозок имени Л.Б. Гончарова, кандидат технических наук, и.о.ассистент-профессор. Турсымбекова Закира Жамбыловна, Университет Центральной Азии, г.Алматы, Республика Казахстан, кандидат технических наук, ассистент-профессор.
  2. Кантарбаева Шырын Мырзахановна, НАРХОЗ Университети, Алмата шаары, Казакстан Республикасы, Мамлекеттик башкаруу кафедрасы, экономика илимдеринин доктору, профессордун м.а. Дуйшебаев Султан Сыргабекович, Н.Исанов атындагы Кыргыз мамлекеттик курулуш, транспорт жана архитектура университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, Транспорт жана экология институту, техника илимдеринин кандидаты, доценттин м.а. Мусин Кыдыржан Сейтжанович, Л.Б. Гончаров атындагы Казак автомобиль-жолдор академиясы, Алмата шаары, Казакстан Республикасы, Транспорт техникасы жана ташууларды уюштуруукафедрасы, техника илимдеринин кандидаты, ассистент-профессор. Турсымбекова Закира Жамбыловна, Борбордук Азия Университети, Алмата шаары, Казакстан Республикасы, техника илимдеринин кандидаты, ассистент-профессор.
  3. Shyryn Kantarbaeva, NARKHOZ University, Almaty, Republic of Kazakhstan, Department of public administration, doctor of economics, associate professor. Sultan Duishebaev, Kyrgyz state university of construction, transport and architecture by name of N.Isanova, Bishkek, Kyrgyz Republic, Institute of transport and ecology, candidate of technical sciences, acting associate professor. Kydyrzhan Musin, Kazakh automobile and Road Academy, Almaty, Republic of Kazakhstan, Department of Transport engineering and organization of transportation by name of L.Goncharov, candidate of technical sciences, acting assistant professor. Zakira Tursymbekova, University of Central Asia, Almaty, Republic of Kazakhstan, candidate of technical Sciences, assistant Professor.
Pdf версиясы
DOI
  • None
  • Цитаталоо
  • Кантарбаева Ш.М., Дуйшебаев С.С., Мусин К.С., Турсымбекова З.Ж. ПРОБЛЕМЫ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПОДОТРАСЛИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКО-КИТАЙСКИХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. №. 7. C. 43-48