New issue

2024, №: 2

More

Известия ВУЗов Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Жумабекова Н.М.
  2. Жумабекова Н.М.
  3. N.M. Zhumabekova
Title
  1. МЕТОДЫ КОГНИТИВНЫХ ТЕОРИЙ В ПОДНЯТИИ УРОВНЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
  2. СТУДЕНТТЕРДИН ӨЗДҮК ЭФФЕКТИВДҮҮЛҮКТҮН ДЕӉГЭЭЛИН КӨТӨРҮҮ МАКСАТЫНДА КОГНИТИВДИК ТЕОРИЯЛАРДЫН ЫКМАЛАРЫ
  3. COGNITIVE THEORIES METHODS IN RAISING THE LEVEL OF SELF-EFFICACY OF STUDENTS
Abstract
  1. В статье рассматриваются теоретические пред-по¬сылки образовательных теорий, таких как теория за-пла¬нированного поведения, социальная когнитивная тео-рия, когнитивно-поведенческая теория с целью показать их эффективность применения как в учебном процессе, так и в эдвайзерской работе преподавателей для эф¬фек-тив¬ного воздействия на результаты обучения. Анали¬зи-рую¬тся общие и отличительные черты трех теорий, та¬кие как, получение положительного настроя человека, из¬бав¬ление от нерациональных мыслей и, в то же время, специфичность трех теорий. В теории запланированного поведения дается более общее описание отношения чело¬ве¬ка к своему поведению, связанного с его намерениями. Когнитивно-поведенческая теория имеет дело с депрес¬сив¬ным состоянием человека, и социально-когнитивная теория устанавливает оптимистический настрой на способность человека выполнить какие-либо действия. Дае¬тся пример использования само-инструк¬ции на прак-ти¬ческих занятиях по предмету "Социоли¬гвистика в об-ра¬зовании" на основе обьяснения выполнения задания по оформлению аннотации на статью-выдержку из курсо-вой работы.
  2. Макалада окутуу процессинин эффективдүү на-ты鬬жаларына таасир эткен окутуучулардын эдвайзер-лик ишинде жана окуу процессинде пландаштырылган жү¬рүм-турум теорияcы, социалдык жүрүм-турум тео-риясы, когнитивдик-бихевириалдык теориясы деген сыяк¬туу билим берүү теорияларынын эффективдүүлүгү көр¬сө¬¬түлүп, алардын теоретикалык өбөлгөлөрү талкуу-лан¬ган. Бул үч теориянын адамдын жакшы маанайга ээ бо¬луу¬су, кереги жок ойлордон баш тартуусу сыяктуу ок-шош¬туктары жана, ошону менен бирге бул теория¬лар-дын өзгөчө айырмачылыктары каралган. Пландашты-рыл¬ган жүрүш-туруш теориясы жалпы жүрүм-турумду карап, ал адамдын максаттарына жараша болорун да-лилдейт. Когнитивдик жүрүш-туруш теориясы деп¬рес-сиялык абал менен күрөшөт жана социалдык-когни¬тив-дик теориясы адамды оптимисттик багытка жол¬доп кайсы бир иш аракеттерин аткара аларына ишенди¬рет. «Билим берүүдөгү социолингвистика» сабагындагы курс-тук иштин мазмунусунан алынган макаланын анно¬та-циясын жазуу боюнча түшүндүрмөнүн негизиндеги тап-шыр¬ма өзүнө инструкция кылуу боюнча мисал катары берилген.
  3. The article considers theoretical premises of educatio¬nal theories, such as theory of planned behavior, social cog¬ni¬tive theory, cognitive behavioral theory in order to show their application either in learning process, or in advisor`s work of instructors for effective influence on the results of teaching. Common features, such as changing the mood of a person for the better one and getting rid of irrelevant thoughts and distinctive features of all three theories are being analyzed. The distinctive things relate to giving more general description of behavioral attitudes of an individual when his thoughts are related to intentions. The cognitive behavioral theory deals with depressive thoughts, and the social cognitive theory has to do with looking at bright side and being ready to implement an activity. Self-instruction at the practical lessons of the dis-cipline “Sociolinguistics in education” is exemplified through explanation of the assignment on writing an abstract of the article composed from the content of a course paper.
Keywords
  1. поведение, теория, когнитивный, самоэффективность, социальный, самообразование, са¬мо¬инструкция, мысли, общество, человек, поведение.
  2. жүрүш-туруш, теория, когнитив¬дик теориясы, өздүк-эффективдүүлүк, социалдык, өз ал¬дын¬ча, билим алуу, өздүк инструкция, ойлор, коом, адам.
  3. behavior, theory, cognitive, self-efficacy, so¬cial, self-education, self-instruction, thoughts, society, per¬son, behavior.
Authors info
  1. Жумабекова Назгуль Мыктыбековна, Международный Университет Центральной Азии, г.Токмок, Кыргызская Республика, кандидат филологических наук, и.о. доцента.
  2. Жумабекова Назгуль Мыктыбековна, Борбордук Азиядагы Эл Аралык Университети, Токмок шаары, Кыргыз Республикасы, филология илимдеринин кандидаты, доценттин милдетин аткаруучу.
  3. Nazgul Zhumabekova, International University of Central Asia, Tokmok, Kyrgyz Republic, candidate of philological sciences, acting associate professor.
Pdf
DOI
  • 10.26104/IVK.2019.45.557
  • Citing
  • Жумабекова Н.М. МЕТОДЫ КОГНИТИВНЫХ ТЕОРИЙ В ПОДНЯТИИ УРОВНЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №. 8. C. 106-109