New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Турсуналиева Н.Дж.
  2. Турсуналиева Н.Дж.
  3. N.D. Tursunalieva
Title
  1. ОБРАЗ «Я» КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  2. РОССИЯ ПСИХОЛОГИЯСЫНДА «МЕН» ОБРАЗЫ ИЗИЛДӨӨНҮН ПРЕДМЕТИ КАТАРЫ
  3. SELF IMAGE AS A SUBJECT OF STUDY IN RUSSIAN PSYCHOLOGY
Abstract
  1. Рассматривается теоретический аспект исследо¬ва-ния образа Я в российской психологии. Показано, что по-ня¬тия «самосознание», «образ Я» и «Я-концепция» в боль-шин¬стве исследований рассматриваются как иден¬тич¬ные понятия. Самосознание понимается как обращен¬ность на себя, на свою сущность, которая выступает как неод¬но-род¬ная и противоречивая, что создает неоднород¬ность и противоречивость человеческого Я. Становление, разви-тие образа Я процесс нелинейный, имеет этапы своего фор¬мирования и компоненты, которые в иссле¬дованиях боль¬шинства авторов различны, хотя есть совпадения в их названиях, но не всегда полностью совпадающие по со-дер¬жанию. Одним из основных меха¬низ¬мов самосознания является рефлексия, важнейшая функция которой за¬клю-чае¬тся в структурировании субъектом своих осозна¬вае-мых психических свойств, их произвольном контроле и кор-рекции. Главным периодом становления образа Я яв¬ляе¬тся подростковый возраст, хотя развитие самосоз¬на¬ния на этом не прекращается.
  2. Россия психологиясында «Мен» образынын изил¬де¬ни-ши¬нин теориялык аспекти каралат. «Өздүк аң-сезим» об-ра¬зы «Мен» жана «Мен-концепциясы» түшүнүктөрү көп-чү¬лүк изилдөөлөрдө иденттүү тү¬шү¬нүктөр катары кара-ла тургандыгы көрсөтүлгөн. Өздүк аң-сезим, өзүнө-өзү кай¬рылуу, өзүнүн маңыз-парасатына кайрылуу катары тү¬шүнүлүп, кабыл-алы¬нып ал бирдей эместик жана кара-ма-каршы¬лыктуу болот да, адам баласынын «Мени¬н» ка-ра¬ма-кар¬шылыктуулугун жана бирдей эместигин жара-тат. «Мен» образынын өнүгүүсү жана турукта¬лышы түз сызык сымал процесс эмес, анын өзүнүн калып¬та¬нуу эта¬бы жана компонентеттери бар, алар көпчүлүк автор-лор¬дун изилдөөлөрүндө ар түрдүү, алардын ата¬лыш¬та-рын¬да дал келүүлөр болгону менен маз¬муну боюнча дайым эле дал келе беришпейт Өздүк аң-сезимдин негизги меха-низм¬деринин бири – рефлек¬сия, анын эң негизги маани¬лүү функциясы субьект тарабынан өзүнүн аңдап түшү¬нүлгөн психикалык касиеттерин структуралаштырууда, аларды каала¬ган¬дай көзөмөлгө алууда жана коррекция¬лоода ту-рат. «Мен» образынын калыптануу мезгили, өспүрүм ку-рак болуп эскептелет, анткен менен өздүк аң-сезимдин өнү¬гүшү ошону менен токтоп калбайт.
  3. The theoretical aspect of the study of the Self image in Russian psychology is considered. It is shown that the concepts of "Self-awareness", "Self image" and "Self-concept" in most studies are considered as identical concepts. Self-awareness is understood as self-orientation, on one’s essence, which ap¬pears to be heterogeneous and contradictory, which creates the heterogeneity and inconsistency of the human self. Formation, development of the image I am a non-linear process, has stages of its formation and components that are different in the studies of most authors, although there are coincidences in their names, but not always completely identical in content. One of the main mechanisms of self-awareness is reflection, the most im¬portant function of which is to structure the subject's con¬s¬cious mental properties, their voluntary control and correction. The main period of the formation of the Self image is ado¬le¬scence, although the development of self-awareness does not stop there.
Keywords
  1. самосознание, образ Я, Я-кон¬цеп¬ция, идентичность, структура, компоненты, когни¬ти⬬ный, эмоциональный, поведенческий, рефлексия, под¬рост¬ки.
  2. өздүк аң-сезим, мен образы, Мен- кон¬цепциясы, иденттүүлүк, структура, компоненттер, когнитивдик, эмоционалдык, жүрүш-ту¬рум¬дук, рефлексия, өспүрүмдөр.
  3. self-awareness, self image, self-concept, iden¬tity, structure, components, cognitive, emotional, behavioral, reflection, adolescents.
Authors info
  1. Турсуналиева Нурида Джаманкуловна, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, г.Бишкек, Кыргызская Республика, преподаватель.
  2. Турсуналиева Нурида Джаманкуловна, И.Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. Nurida Tursunalieva, Kyrgyz state university by name of I.Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic, lecturer.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Citing
  • Турсуналиева Н.Дж. ОБРАЗ «Я» КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 11. C. 134-138