New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Бабаев М.Д., Омурзакова Г.О.
  2. Бабаев М.Д., Омурзакова Г.О.
  3. M.D. Babaev, G.O. Omurzakova
Title
  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  2. ОРТО МЕКТЕПТЕРДИН ЖАШ МУГАЛИМДЕРИНИН КЕСИПТИК ЖАКТАН КӨНҮШҮҮСҮ
  3. PROFESSIONAL ADAPTATION OF BEGINNERS OF SECONDARY SCHOOL TEACHERS
Abstract
  1. Данная статья посвящена профессиональной адап-тации начинающих учителей средней школы. Также рас-сма¬триваются виды и этапы освоения профессиональной деятельности учителя. В статье даются существенные затруднения испытывающие начинающие учителя, как в сельской, так и в городской местности. Это в организации внеурочной воспитательной работы, в работе с роди¬те¬ля¬ми, в учете возрастных и индивидуальных особен¬ностей школьников в учебном процессе, в налаживании контактов с учащимися, в поддержании дисциплины на уроках. Нами представлено исследование профессора Ж.Пралиева о про¬фес¬сиональной адаптации начинающего педагога и ран¬го¬вое место профессионального станов¬ления. Все, выделен¬ные автором, компоненты объединены в три группы: со-циально-психологические, научно-педагогические и биолого-географические. Каждый из компо¬нентов реально влияет на продуктивность труда начи-наю¬щего учителя, а также на протекание процесса адап¬тации.
  2. Макала орто мектептин мугалимдеринин кесип¬тик жактан ыңгайлашуусу жөнүндө жазылган. Андан башка мугалимдердин кесиптик ишинин өнүктүрүүнүн түрлөрү жана баскычтары да каралган. Макалада айыл жана шаар жергесинде кыйынчылыктарга туш болгон башталгыч класстын мугалимдердин негизги көйгөйлөрү берилген. Бу¬лар сабактан тышкары ишмердүүлүк, ата-энелер менен иш¬төөсү, окуучулардын окуу процессиндеги индивидуалдык жана өспүрүм курактагы убагы, окуучулар менен тил та¬буушусу, класста тартипти сактоо мезгили. Биз тара¬бы¬нан Ж.Пралиевдин мугалимдердин кесиптик жактан ың¬гай¬лашуусунун орду жана рангдык жактан түзүлүшү көрсөтүлгөн. Баары кошулуп автор тарабынан берилген компоненттер үч топко кошулган: коомдук-пси-хология¬лык, илимий педагогикалык жана биология-геогра-фиялык. Бар¬¬дык компоненттер башталгыч калсстын мугалимде¬рине реалдуу илимий чыгармачылыгына да, окуу жарая¬ны¬нын жүрүшүнө таасир берет.
  3. This article focuses on the professional adaptation of no-vice high school teachers. It also discusses the types and stages of mastering the professional activities of the teacher. The article presents significant difficulties for novice teachers in both rural and urban areas. It is in the organization of extra¬curricular educational work, in working with parents, in taking into account the age and individual characteristics of schoolchildren in the educational process, in establishing contacts with students, in maintaining discipline in the classroom. We have presented the table of J. Praliev for professional adaptation of a novice teacher and the ranking position of professional deve¬lopment. All the components identified by the author are grouped into three groups: social, psychological, scientific, pedagogical, and biological and geographical. Each of the components actually affects the productivity of the novice teacher, as well as the course of the adaptation process.
Keywords
  1. учитель, профессиональная адап¬тация, педагогическая деятельность, учебный процесс, специалист, педагогический коллектив, воспитание.
  2. мугалим, кесиптик жактан ыңгай¬лашуу, педагогикалык ишмердүүлүк, окуу жараяны, адис, педагогикалык жамаат, тарбия.
  3. teacher, professional adaptation, pedagogical activity, educational process, specialist, teaching staff, educa¬tion.
Authors info
  1. Бабаев Маркилен Доолотбаевич, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, доцент. Омурзакова Гулкайыр Омурзаковна, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, преподаватель.
  2. Бабаев Маркилен Доолотбаевич, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республика- сы, педагогика илимдеринин кандидаты, доцент. Омурзакова Гулкайыр Омурзаковна, Ош мамле- кеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. Markilen Babaev, Osh State University, Osh, The Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Gulkaiyr Omurzakova, Osh State University, Osh, The Kyrgyz Republic, lecturer.
Pdf
DOI
  • None
  • Citing
  • Бабаев М.Д., Омурзакова Г.О. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. №. 12. C. 151-153