New issue

2024, №: 2

More

Известия ВУЗов Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Ирсалиева Н.А., Амираева Л.А.
  2. Ирсалиева Н.А., Амираева Л.А.
  3. N. Irsalieva, L. Amiraeva
Title
  1. МЕСТО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  2. КОЛ ӨНӨРЧҮЛҮК ИСКУССТВОСУНУН КЕСИПТИК БАГЫТТАГЫ ОКУТУУ ПРОЦЕССИНДЕГИ ЭЭЛЕГЕН ОРДУ
  3. ART IN THE EDUCATIONAL PROCESS PLACE OF CRAFTS
Abstract
  1. В статье дается более детальное представление о направлении искусства, изучении народного творчества, воспитании образованного человекас эстетическим чувством, повышении уровня художественного творчества, его развитии и внедрении в образовательный процесс. Искусство – художественное творчество, оно является важным элементом духовной культуры и творчества человека, воображения через художественные образы в мировоззрении. Искусство развивается вместе с человеческим обществом и отражает его материальный рост. Народное искусство не просто отражает дейстивительность, ни и через художественные образы изображает взгляд человека. В произведениях народных мастеров ормы художественного декора представлены миром животных, птиц, растений и абстрактными, символическими идеями. Мастера-ремесленники кыргызского народа умели ценить искусство, и в этой ситуации украсилась наша национальная культура и быт, а народные ремесла все больше обновляются и совершенствуются. Творческая школа кыргызских мастеров отличается своей независимостью и уникальностью. Однако они формируются на основе художественных традиций и опыта народного творчества, а их методы формируются с учетом особенностей многообразия искусства. Он сумел в маленькой сцене найти художественную идею, впечатляющую силу воображения в эстетической серьезности и довести ее до художественно-идеального содержания. Мастера любой отрасли ткачества могли создать лучшие произведения, опираясь на своего умения чувствовать гармонию в ихдекорировании. Каждое декоративное изделие украшено уникальным художественным растительным декором, кол оритом и стилем, включающим в себя национальный характер и олицетворяющим мир красоты и художественной культуры целого народа. Обучение формам искусства в соответствии с потребностями времени-требование сегодняшнего дня. Через развитие ремесел оно привликает молдежь к образованию и искусству, обогощает творческие методы и способствует совершенствованию ее навыков.
  2. Макалада искусство багыты боюнча кененирээк түшүнүк берилип, элдик чыгармачылыкты үйрөнүү, эстетикалык жактан калыптанган билимдүү инсанды тарбиялап чыгаруу жана көркөм чыгармачылыктын деңгээлин көтөрүү, өнүктүрүү, окуу процессинде жүзөгө ашыруу иштери каралды. Искусство – бул көркөм чыгармачылык, ал дүйнө таанымында көркөм образдар аркылуу элестетүү, адмзаттын руханий маданияты менен чыгармачылыктын маанилүү элементи. Искусство адамзат коому менен кошо өнүгүп, анын материалдык өсүшүн чагылдырат. Элдик искусстводо реалдуулукту жөн эле чагылдырып койбостон, инсандын, чеберлердин дүйнөгө болгон көз карашын таанып-билинүүчү предметтерди жаратылыштагы, адамдын жашоосундагы реалдуу кубулуштарды көркөм образдардын жардамы аркылуу түшүрөт. Эл чеберлеринин иштеринде көркөм декордун формалары жаныбарлардын, канаттуулардын, өсүмдүктөр дүйнөсү жана абстракциялык, символикалык ой-туюмдары менен чагылдырган. Кыргыз элинин уз-усталары өнөрдү баалай-барктай билишкен, мына ошол жагдайда улуттук маданиятыбыз, жашоо тиричилигибиз көрктөндүрүлүп, элдик кол өнөрчүлүк уламдан-улам жаныланып өркүндөп өсүп келүүдө. Кыргыз чеберлеринин чыгармачылык мектеби өз алдынчалыгы, кайталангыстыгы менен айырмаланат. Ошондой болсо да алар элдик жасалга өнөрдүн көркөм салттарынан жана тажрыйбаларынан топтолгон ыкмалары өнөрдүн көп түрдүүлүгүнүн өзгөчөлүктөрүнө жараша калыптанган. Ал кичинекей көрүнүштөн көркөмдүк ойду, эстетикалык олуттуулуктагы фантазиянын таасирдүү күчүн таап, көркөм-идеялуулуктагы мазмундуулукка жеткире алышкан. Чеберлер өрдүн кайсыл гана тармагы болбосун өздөрүнүн талант-дареметин ойлоп тапкычтыгынын негизинде эң сонун чыгармаларын жаратышып, аларды кооздоодогу шайкештиктерди сезе билүүлөрүнүн эстетикалык натыйжасы көрсөтө алган. Ар бир жасалга буюм бирин-бирине окшошпой түркүн түзүлүштөгү көркөм көчөтдекор менен улуттук мүнөздү өзүндө камтыган колорити жана стили аркылуу жасалгаланып, бүтүндөй бир элдин кооздук дүйнөсүн, көркөм маданиятын элестетет. Искусствонун түрлөрүн замандын талабына ылайыкташтырып үйрөтүү бүгүнкү күндүн талабы. Кол өнөрчүлүктү өнүктүрүү аркылуу, жаштарды билим, өнөргө тартып, чыгармачылык ыкмаларын байытуу жана өз өнөрлөрүн өркүндөтүүгө өбөлгө түзөт.
  3. The article gives a more detailed idea of the direction of art, the study of folk art, the education of an educated person with an aesthetic sense, increasing the level of artistic creativity, its development and implementation in the educational process. Art is artistic creativity; it is an important element of spiritual culture and human creativity, imagination through artistic images in the worldview. Art develops along with human society and reflects its material growth. Folk art not only reflects, reality, but also depicts a person’s view through artistic images. In the works of folk craftsmen, forms of artistic decoration re represented by the world of animals, birds, plants and abstract, symbolic ideas. The master craftsmen of the Kyrgyz people how to appreciate art, and in this situation our national culture and way of life became embellished, and folk crafts are increasingly updated and improved. The Tvorse school of Kyrgyz masters is distinguished by its independence and uniqueness. However, they are formed on the basis of artistic traditions and the experience of folk art, and their methods are formed taking into account the diversity of art. He managed to find an artistic idea in small scene, an impressive power of imagination in aesthetic seriousness and bring it to artistic and ideal content. Masters of and branch of weaving could create the best works, relying on their ability to feel harmony in their decoration. Each decorative product is decorated with a unique artistic floral decoration, color and style, with a national character and personifies the world of beauty and artistic culture of an entire people. Teaching art forms according to the needs of the times is the requirement of today. Through the development of crafts, it attracts young people to education and art, enriches creative methods and helps to improve their skills.
Keywords
  1. искусство, ремесло, деятельность, значение, народное искусство, знания, познания.
  2. искусство, кол өнөрчүлүк, ишмердүүлүк, баалуулук, элдик искусство, таанып-билүү, билим.
  3. art, craft, activity, meaning, folk art, knowledge, knowledge.
Authors info
  1. Ирсалиева Нургүл Асанбековна, Кыргызский государственный университет им.Арабаева г.Бишкек, КР, старший преподаватель. Амираева Лайликан Авазовна, Кыргызский государственный университет им.Арабаева г.Бишкек, Кыргызская Республика, старший преподаватель.
  2. Ирсалиева Нургүл Асанбековна, И.Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, улук окутуучу. Амираева Лайликан Авазовна, И.Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, улук окутуучу.
  3. Nurgul Irsalieva, Kyrgyz State University named afterArabayeva, Bishkek, Kyrgyz Republic, senior lecturer. Lailikan Amiraeva, Kyrgyz State University named afterArabayeva, Bishkek, Kyrgyz Republic, senior lecturer.
Pdf
DOI
  • 10.26104/IVK.2023.45.557
  • Citing
  • Ирсалиева Н.А., Амираева Л.А. МЕСТО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2023. №. 4. C. 177-180