New issue

2024, №: 2

More

Известия ВУЗов Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Зикирова Г.А., Мамасадыкова К.Т., Таштемирова А.А.
  2. Зикирова Г.А., Мамасадыкова К.Т., Таштемирова А.А.
  3. G. Zikirova, K. Mamasadykova, A. Tashtemirova
Title
  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ
  2. БИЛИМ БЕРҮҮДӨГҮ ТҮРДҮҮ МАМИЛЕЛЕРДИН КОНТЕКСТИНДЕ КОМПЕТЕНТТҮҮЛҮК МАМИЛЕНИН МЕТОДОЛОГИЯЛЫК НЕГИЗДЕРИ
  3. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE CONTEXT OF VARIOUS APPROACHES IN EDUCATION
Abstract
  1. В этой статье рассматриваются и проверяются образовательные компетенции, обусловленные личностным подходом к обучению, только в процессе выполнения определенных действий. Компетентность – это сформированный набор качеств личности. Другими словами, компетентный профессионал – это человек, обладающий необходимыми знаниями, навыками и опытом, тогда как компетентность является характеристикой личности, обладающей этим необходимым набором компетенций. Компетентность используют понятия «компетенция» и «компетентность", чтобы различать общее и индивидуальное в содержании образования. Под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности, присущих определенной области предметов или процессов и необходимых для качественного и продуктивного действия по отношению к ним. Компетентность определяется тем, что человек обладает соответствующей компетенцией, которая предполагает его личностное отношение к компетенции и предмету деятельности. Таким образом, компетенции представлены как цели образовательного процесса, а компетентность – как результат, совокупность личностных качеств специалиста.
  2. Бул макалада билим берүү компетенциялары билим берүүгө инсандык мамиле менен шартталган, белгилүү бир кыймылдарды аткаруу процессинде гана көрүнүшөт жана текшерилишет. Компетенттүүлүк – бул инсандын сапаттарынын калыптанып калган жыйындысы. Башкача айтканда компетенттүү адис – бул керектүү билимдерге, билгичтиктерге жана тажрыйбага ээ болгон адам, ал эми компетенттүүлүк – компетенциялардын ушул керектүү топтомуна ээлик кылган инсандын мүнөздүк белгиси. Компетенттүүлүктүк билим берүүнүн мазмунундагы жалпыны жана жекечени ажыратуу үчүн «компетенция» жана «компетенттүүлүк» түшүнүктөрүн пайдаланышат. Компетенция предметтердин же процесстердин белгилүү бир чөйрөсүнө карата берилген жана аларга карата сапатуу жана өндүрүмдүү аракет кылуу үчүн зарыл болгон инсандын өз ара байланышкан сапаттарынын жыйындысы катары түшүнүлөт. Компетенттүүлүк адамдын компетенцияга жана ишмердүүлүк предметине карата инсандык мамилесин камтыган тиешелүү компетенцияга ээ болуусу менен аныкталат. Мына ошентип, компетенциялар билим берүү процессинин максаттары катары, ал эми компетенттүүлүк – адистин инсандык сапаттарынын натыйжасы, жыйындысы катары көрсөтүлөт.
  3. This article examines and verifies educational competencies conditioned by a personal approach to learning, only in the process of performing certain actions. Competence is a formed set of personality qualities. In other words, a competent professional is a person with the necessary knowledge, skills and experience, whereas competence is a characteristic of a person with this necessary set of competencies. Competence The concepts of "competence" and "competence" are used to distinguish between general and individual in the content of education. Competence is understood as a set of interrelated personality qualities inherent in a certain area of objects or processes and necessary for qualitative and productive action in relation to them. Competence is determined by the fact that a person has the appropriate competence, which presupposes his personal attitude to competence and the subject of activity. Thus, competencies are presented as the goals of the educational process, and competence is presented as a result, a set of personal qualities of a specialist.
Keywords
  1. компетенция, компетентность, деятельность, компетентность, навыки, ключевые компетенции, информационные, конкретные.
  2. компетенция, компетенттүүлүк, ишмердүүлүк, билгичтик, көндүм, негизги компетенциялар, маалыматтык, конкреттүү.
  3. competence, competence, activity, competence, skills, key competencies, informational, specific.
Authors info
  1. Зикирова Гулайым Абдылдаевна, Ошский технологический университет, г.Ош, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, доцент. Мамасадыкова Кенжегул Тойчуевна, Ошский технологический университет, г.Ош, Кыргызская Республика, преподаватель. Таштемирова Альбина Абдыкалыковна, Ошский технологический университет, г.Ош, Кыргызская Республика, преподаватель.
  2. Зикирова Гулайым Абдылдаевна, Ош технологиялык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин кандидаты, доцент. Мамасадыкова Кенжегул Тойчуевна, Ош технологиялык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу. Таштемирова Альбина Абдыкалыковна, Ош технологиялык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. Gulaiym Zikirova, Osh Technological University, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Kenzhegul Mamasadykova, Osh Technological University, Osh, Kyrgyz Republic, lecturer. Albina Tashtemirova, Osh Technological University, Osh, Kyrgyz Republic, lecturer.
Pdf
DOI
  • 10.26104/IVK.2022.45.557
  • Citing
  • Зикирова Г.А., Мамасадыкова К.Т., Таштемирова А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2022. №. 6. C. 287-291