New issue

2024, №: 2

More

Известия ВУЗов Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Амиракулова Н.Н., Кожобекова Н.К
  2. Амиракулова Н.Н., Кожобекова Н.К
  3. N.N. Amirakulova, N.K. Kozhobekova
Title
  1. РОЛЬ ЭПОСА «МАНАС» В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
  2. БОЛОЧОКТОГУ АДИСТЕРДИН ЭТНОМАДАНИЙ КОМПЕТЕНТТҮҮЛҮГҮН КАЛЫПТАНДЫРУУСУНДАГЫ «МАНАС» ЭПОСУНУН ОРДУ
  3. THE ROLE OF MANAS EPIC IN THE DEVELOPMENT OF ETHNO-COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS
Abstract
  1. В этой статье рассказывается о роли взятых из эпоса "Манас" идей и компетентности в формировании этнокультурной компетентности будущих специалистов. Идеи, взятые из эпоса "Манас", не только ограничивается тем, что крепко оберегает национально-культурные достояния и обычаи, жизненный опыт, следованный нашими предками, но и рассказывают об образовании с помощью них и компетентность. Также отмечается роль народной педагогики и идей в эпосе в формировании этнокультурной компетентности будущих специалистов. В эпосе особо отмечается необходимость рассмотрения проблемы воспитания будущей молодежи в широком масштабе, и то, что в трудные условия глобализации кыргызский народ не втянулся в объятия компьютеризированной и технологически сильной цивилизации, сохранили честь, и чтобы сохраниться как народ и нация, ценили свою мудрость, непокорный дух как зеркало, показывающее душу. Рассказывается о том, что именно такое понимание великого эпоса необходимо передать сегодняшнему поколению.
  2. Бул макалада болочоктогу адистердин этномаданий компетентүүлүгүн калыптандырууда «Манас» эпосунан алынган идеялар жана компетенттүүлүк жөнүндө сөз болот. «Манас» эпосунан алынган идеялар, ата-бабалардын аздектеп колдонуп келген улуттук маданий дөөлөттөрү менен салт-санаалардын, турмуштук тажрыйбаларын бекем сактоо менен гана чектелип калбастан аларга таянып билим алуу жана компетенттүүлүк жөнүндө жазылган. Болочоктогу адистердин этномаданий компетенттүүлүгүн калыптандырууда элдик педагогикага, анын ичинен эпостогу идеяларга жөнүндө баяндалат. Эпосто келечектеги жаштарды тарбиялоо маселеси кеңири масштабда каралышы керектиги жана глобалдашуунун кыйын-кезең шартында кыргыз эли компьютерлешкен, техникалашкан күчтүү цивилизациялардын кучагына оп тартылып кетпей, жүзүбүздү сактап, журт катары, улут катары сакталып калуу үчүн даанышмандыгын, багынбас рухун, жан дүйнөсүн көрсөткөн күзгү катары баалап, даңазаланып келгендиги жөнүндө баса белгиленет. Улуу эпосту дал ушундай түшүнүүнү, бүгүнкү муундарга жеткирүү зарыл экендиги жөнүндө сөз болот.
  3. This article describes the role of ideas and competence taken from the epos “Manas” in the formation of the ethnocultural competence of future specialists. Ideas taken from the epos "Manas" are not only limited by the fact that they firmly protect national cultural values and customs, life experience, followed by our ancestors, but also tell about education through them and competence. The role of folk pedagogy and ideas in the epos in the formation of ethnocultural competence of future specialists is also noted.The epos emphasizes the need to consider the problem of educating future young people on a large scale, and the fact that the Kyrgyz people did not get involved in the embrace of a computerized and technologically strong civilization in the difficult conditions of globalization, retained the honor, and in order to survive as a people and a nation, they valued their wisdom, disobedient the spirit is like a mirror showing the soul. It is told that it is precisely such an understanding of the great epic that needs to be passed on to the present generation.
Keywords
  1. будущие специалисты, эпос «Манас», культурное наследие, компетентные, этнокультурный, народная педагогика, будущая молодежь, воспитание, обучение, духовный, идеи.
  2. болочоктогу адистер, «Манас» эпосу, маданий мурас, компетенттүү, этномаданий, элдик педагогика, келечектеги жаштар, таалим-тарбия, рухий, идея.
  3. future specialists, epos "Manas", cultural heritage, competent, ethno-cultural, folk pedagogy, future youth, education, training, spiritual, ideas.
Authors info
  1. Амиракулова Н.Н., Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика, Педагогический колледж, преподаватель. Кожобекова Н.К., Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика, Педагогический колледж, преподаватель, магистрант.
  2. Амиракулова Н.Н., Ош гуманитардык-педагогикалык институту, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, Педагогикалык колледж, ага окутуучу. Кожобекова Н.К., Ош гуманитардык-педагогикалык институту, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, Педагогикалык колледж, магистрант, ага окутуучу.
  3. N. Amirakulova, Osh humanitarian pedagogical Institute, Osh, Kyrgyz Republic, pedagogical college, lecturer. N. Kozhobekova, Osh humanitarian pedagogical Institute, Osh, Kyrgyz Republic, pedagogical college, undergraduate, lecturer.
Pdf
DOI
  • DOI:10.26104/IVK.2019.45.557
  • Citing
  • Амиракулова Н.Н., Кожобекова Н.К РОЛЬ ЭПОСА «МАНАС» В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №. 4. C. 166-170