New issue

2023, №: 3

More

Известия ВУЗов Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Мукасова А.М.
  2. Мукасова А.М.
  3. А.М. Mukasova
Title
  1. ИЗУЧЕНИЕ ЭКРАНИЗАЦИИ ПОВЕСТИ ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ ПАРОХОД»
  2. ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВДУН «АК КЕМЕ» ПОВЕСТИНИН ЭКРАНДАШКАН ВАРИАНТЫН ОКУТУУ
  3. THE STUDY OF FILM ADAPTATION OF THE CHYNGYZ AITMATOV'S NOVEL «THE WHITE SHIP»
Abstract
  1. Обучение искусству приводит людей самых разных профессий к расширению кругозора и свободе мышления. Повышает интерес к чувству прекрасного, развивает вы¬со¬ко эстетичный вкус, понимание красоты природы, па¬мят¬ников истории и архитектуры. Эстетическое воспи¬та¬ние формирует высокий уровень сознания. В статье говорится о том, что применение киноуроков помогает достичь более глубокого воздействия уроков литературы на учащихся и студентов. Так, в педагоги-ческой лите¬ра¬туре еще мало разработан вопрос об изучении экраниза¬ций литературных произведений. Так-же, не требует доказательств тот факт, что еще недостаточно иссле¬до¬ваны и обеспечены оптимальные методы, пути и спо¬со¬бы проведения киноуроков. В нашей статье проводится исследование того, каким образом идея, сюжет и сис¬те¬ма образов повести Ч.Айтматова “Белый пароход” были воплощены в киноэкранизации, и почему данное вопло¬ще¬ние подняло кыргызский кинема-тограф на новый качест¬вен¬ный уровень. Также, основы-ваясь на критике и взгля¬дах кинозрителей, мы добавили в статью свое видение того, как в процессе съемок худо-жественной киноленты различные вставки и вырезки в повествовании делают ос¬нов¬ную идею сюжета глубже. Мы постарались проанали¬зи¬ровать, как в экранизации обособлены и упорядочены сюжеты произведения, и как с помощью небольших эпи¬зо¬дов, сохраняющихся в памяти зрителя, осуществляе¬тся воздействие на его сознание. Вместе с этим, приме¬нив различные аргументы, мы обос¬новали в статье свое мнение о том, что экранизации помо¬гают оказывать бо¬лее широкое воздействие на чита¬телей, более полнее понять и почувствовать, а так¬же сильнее заинтере¬со¬ва¬ться литературным произве¬дением.
  2. Искусствону окутуу ар түрдүү адистеги адамдар-ды кеңири жана эркин ой жүгүртүүгө жетелейт. Кооз-дукту сезе билүүнү, жогорку эстетикалык табитти, тарыхый жана архитектуралык эстеликтерди, жара-ты¬¬лыштын көркүн таанып билүүгө кызыгын арттырат. Эстетикалык тарбия берүү ойлоонун жогорку деңгээлин калыптандырат. Макалада, адабият сабагын кеңири ча¬гыл¬дырыш үчүн өтүлүүчү кино-сабактын окуучу-сту¬дент¬терге берген таасири тууралуу кеп болмокчу. Де¬ге¬ле, чыгарманын экрандашкан вариантын окутуу жө¬нүн¬дө маселе педагогикалык адабияттарда аз иштелген. Ошон¬¬дой эле, кино-сабакты алып баруунун оптималдуу ме-тоддорун, ыкмаларын, жолдорун иштеп чыгуу масе¬леси көп изилдене электиги иштин актуалдуулугун далил¬деп турат. Бул макалабызда, Ч.Айтматовдун “Ак кеме” чыгармасынын экрандаштырылышы менен кыргыз кино-су жаӊы сапатка көтөрүлгөнүн, жазуучунун берейин де-ген идеясынын, сюжеттин, образдар системасынын иш-те¬лиши кинодо кандайча ишке ашкандыгы тууралуу изил¬дөө иштери каралып чыкты. Көркөм тасманы тартууда кошумча-алымчалар киргизилип чыгарманын өзөгүн дагы да болсо терендетилишин, көрөрмандын чыгармага бол¬гон сыны, көз карашы боюнча оюбузду камтыдык. Ошон¬дой эле, тасмада чыгарманын сюжет-терин өзгөчөлөн¬түп кооздоо жана көрөрмандын элесинде сакталып ка¬луу¬чу түркүн эпизоддор менен таасирлентип ой жүгүр¬түү¬сүн дагы да бекем бышыктап, анализ жа¬соого ара¬кет жасадык. Муну менен биз, экрандашты¬рылган чы¬гар¬малардын окурманга кеңири таасир берерин сөз кы¬лып, көркөм чыгарманы толук түшүнүүгө жана кызыгын арттыра
  3. Learning the art leads people of various professions to broaden their horizons and freedom of thinking. Increases interest in the sense of beauty, develops a highly aesthetic taste, understanding of the beauty of nature, historical monu-ments and architecture. Aesthetic education forms a high level of consciousness. The article says that the use of film lessons helps to achieve a deeper impact of literature lessons on pupils and students. So, in the pedagogical literature the question of studying the film adaptations of literary works is not yet suffi-cien¬tly developed. In addition, evidence and methods for conducting film lessons are not required. In our article, we study how the idea, plot and system of images of Ch. Aitmatov’s novel “The White ship” were embodied in film screenings, and why this embodiment raised Kyrgyz cinema to a new qualitative level. Also, based on the criticism and views of moviegoers, we added to our article our vision of how in the process of filming an art film various inserts and clippings in the narrative make the main idea of the plot deeper. We tried to analyze how the plots of the work are separated and ordered in the film adaptation, and how, with the help of small episodes that are stored in the memory of the viewer, an impact on his consciousness is realized. Along with this, applying various arguments, we substantiated in the article our opinion that the film adaptations help to have a wider impact on readers, more fully understand and feel, and also become more interested in a literary work.
Keywords
  1. повесть «Ак кеме», идея, сюжет, экранизация, сравнение, система образов, мальчик.
  2. «Ак кеме» повести, идея, сюжет, экрандашкан, салыштыруу, образдар системасы, бала.
  3. “White Ship” novel, an idea, a plot, film adap¬tation, comparison, an image system, a boy.
Authors info
  1. Мукасова Айзат Мураталиевна, Кыргызско- Российский Славянский университет им.Б.Н.Ельцина, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат филологических наук, и.о. доцента.
  2. Мукасова Айзат Мураталиевна, Б.Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Орус Славян унивеситети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, филология илимдеринин кандидаты, доценттин милдетин аткаруучу.
  3. Ayzat Mukasova, Kyrgyz-Russian Slavic University by name of B.Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of philological sciences, acting associate professor.
Pdf
DOI
  • 10.26104/IVK.2019.45.557
  • Citing
  • Мукасова А.М. ИЗУЧЕНИЕ ЭКРАНИЗАЦИИ ПОВЕСТИ ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ ПАРОХОД». Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №. 8. C. 144-148