New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Ибраимова С.М., Кадырова Б.М
  2. Ибраимова С.М., Кадырова Б.М
  3. S. Ibraimova, B. Kadyrova
Title
  1. ТЕХНИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  2. ТЕМИР ЖОЛ ТРАНСПОРТ ИШКАНАЛАРЫН БАШКАРУУНУ ТЕХНИКАЛЫК ЖАНА МААЛЫМАТТЫК КАМСЫЗДОО
  3. TECHNICAL AND INFORMATION SUPPORT FOR MANAGEMENT AT RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES
Abstract
  1. Применение процессного подхода в управлении, организация должна обеспечивать качество выполнения всех соответствующих процессов: технологических, организационных, информационных и другие. Отметим, что эффективность и результативность функционирования подразделения, а также любого возникающего определенного процесса, формирующего свой вклад в добавленную ценность работы или услуги и имеющего свою цель и ожидаемый результат. Автором в исследовании приводятся примеры внедрения информационной системы управления предприятием на ГП «НК»Кыргыз Темир жолу» («государственное предприятие» национальная компания»). В совокупности механизация процессного подхода направлена на формирование непрерывной технологической цепочки внутренних потребителей и заказчиков, которые совместно работают на конечный результат определенного процесса, и именно по этому результату оценивается и корректируется их деятельность. Процессом управляет руководитель процесса, который отвечает за его результат и имеет необходимые ресурсы и полномочия для воздействия на участников процесса. В статье автором приводится сравнение функционального и процессного подходов к управлению деятельностью организации, а также рассматривается система управления сложноорганизованных компаний предприятий железнодорожного транспорта, которое чаще всего основывается на принципах процессного подхода к управлению. Внедрение процессного подхода в управление деятельностью и соответствующими ресурсами в организации требует решения таких задач, как формирование сети процессов, выделение показателей результативности и эффективности процессов, определение взаимодействия и ответственности, полномочий и ресурсов, управляющих процедур в процессах.
  2. Башкарууда процесстик мамилени колдонуу менен уюм бардык тиешелүү процесстердин аткарылышынын сапатын камсыз кылууга тийиш: технологиялык, уюштуруучулук, маалыматтык ж.б. иштин же кызматтын кошумча наркына өз салымын түзөт жана өзүнүн максаты жана күтүлгөн натыйжасы бар. Изилдөөнүн автору «Кыргыз темир жолу» УК» мамлекеттик ишканасында («Улуттук компания» мамлекеттик ишканасы) ишканаларды башкаруунун маалыматтык системасын киргизүүнүн мисалдарын келтирет. Биргелешип алганда, процессти механикалаштыруу белгилүү бир процесстин акыркы натыйжасы боюнча чогуу иштеген ички керектөөчүлөрдүн жана кардарлардын үзгүлтүксүз технологиялык чынжырын түзүүгө багытталган жана дал ушул натыйжа менен алардын ишмердүүлүгү бааланат жана жөнгө салынат. Процессти башкаруучу процесстин жетекчиси тарабынан ишке ашырылат, ал анын натыйжасы үчүн жооптуу жана процесстин катышуучуларына таасир этүү үчүн зарыл ресурстарга жана ыйгарым укуктарга ээ. Макалада автор уюмдун ишин башкаруунун функционалдык жана процесстик мамилелерин салыштырат, ошондой эле темир жол транспорт ишканаларындагы комплекстүү компаниялардын башкаруу системасын карап чыгат, бул көбүнчө башкарууга процесстик мамиленин принциптерине негизделген. Уюмда иш-аракеттерди жана ага байланыштуу ресурстарды башкарууга процесстик мамилени киргизүү процесстердин тармагын түзүү, процесстердин эффективдүүлүгүнүн жана натыйжалуулугунун көрсөткүчтөрүн аныктоо, өз ара аракеттенүүнү жана жоопкерчиликти, ыйгарым укуктарды аныктоо сыяктуу маселелерди чечүүнү талап кылат жана ресурстар, жана процесстердеги контролдоо процедуралары.
  3. Using a process approach in management, the organization must ensure the quality of execution of all relevant processes: technological, organizational, information, etc. We note that the efficiency and effectiveness of the functioning of the unit, as well as any emerging specific process that forms its contribution to the added value of the work or service and has its own goal and expected result. The author of the study provides examples of the implementation of an enterprise management information system at the State Enterprise “NK” Kyrgyz Temir Zholu” (“state enterprise” national company). Taken together, the mechanization of the process approach is aimed at forming a continuous technological chain of internal consumers and customers who work together on the final result of a certain process, and it is by this result that their activities are assessed and adjusted. The process is managed by the process manager, who is responsible for its result and has the necessary resources and powers to influence the participants in the process. In the article, the author compares the functional and process approaches to managing the activities of an organization, and also examines the management system of complex companies in railway transport enterprises, which is most often based on the principles of a process approach to management. The introduction of a process approach to the management of activities and related resources in an organization requires solving such problems as the formation of a network of processes, the identification of indicators of the effectiveness and efficiency of processes, the determination of interaction and responsibility, powers and resources, and control procedures in processes.
Keywords
  1. информационное обеспечение, процессный подход, оценка эффективности, система управления, предприятия железнодорожного транспорта, финансовые, перевозки.
  2. маалыматтык камсыздоо, процесстик мамиле, иштин натыйжалуулугун баалоо, башкаруу системасы, темир жол транспорт ишканалары, каржы, транспорт.
  3. information support, process approach, performance assessment, management system, railway transport enterprises, financial, transportation.
Authors info
  1. Ибраимова Саида Маратовна, Кыргызский экономический университет имени М.Рыскулбекова, г.Бишкек, КР, кандидат экономических наук, доцент. Кадырова Бермет Маратовна, Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, г.Бишкек, Кыргызская Республика, аспирант.
  2. Ибраимова Саида Маратовна, М.Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин кандидаты, доцент. Кадырова Бермет Маратовна, Кыргыз Республикасынын Президентине караштуу Мамлекеттик башкаруу академиясы, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант.
  3. Saida Ibraimova, Scientific Research University «Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekov», Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of economic sciences, associate professor. Bermet Kadyrova, Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic, postgraduate student.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2023.29.97.019
  • Citing
  • Ибраимова С.М., Кадырова Б.М ТЕХНИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2023. №. 9. C. 86-90