New issue

2024, №: 1

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Осмонова Н.Ы.
  2. Осмонова Н.Ы.
  3. N. Osmonova
Title
  1. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  2. БАЛДАР АДАБИЯТЫНДАГЫ ФОНОСТИЛИСТИКАЛЫК КАРАЖАТТАРДЫН СТИЛДИК КЫЗМАТЫ
  3. STYLISTIC FUNCTION OF PHONOTYLISTIC MEANS IN CHILDREN'S LITERATURE
Abstract
  1. Актуальность. В детской литературе задача и роль, которую выполняют фоностилистические средства в удовлетворении эстетического вкуса учащегося, в создании волшебного мира и открытии двери в мир поэтического чуда огромна и они нуждаются в научном исследовании. Нами достигнута цель исследования роли фоностилистических средств в детской литературе, детском фольклоре; изучение эстетического потенциала фоностилистических средств в организации рифмы, повышении интереса юных читателей, создании юмора. В статье в основном использовались методы описания, повествования, синтеза, анализа (индукции, дедукции), анализ фактических материалов с помощью названных методов. При знакомстве с культурным миром на помощь приходят фоностилистические единицы, вызывающие у детей интерес к произведению, способствующие легкому восприятию информации юным читателем, придающие речи разнообразную окраску, выразительность, превращающую мир духовного сокровищ в живость, воображение. При обучении и воспитании детей через художественную литературу, при ознакомлении с окружающей средой можно использовать полученные выводы и рекомендации.
  2. Актуалдуулугу. Балдар адабиятында окуучунун эстетикалык табитин кандырып, сыйкырдуу көркөмдүктү жаратып, поэтикалык ажайып дүйнөнүн эшигин ачууда фоностилистикалык каражаттардын аткарган милдети, орду зор экендигинде жана алар илимий жактан изилдөөгө муктаждыгында турат. Балдар адабиятында, балдар фольклорунда фоностилистикалык каражаттардын аткарган кызматын иликтөө; уйкаштыкты уюштурууда, жаш окурмандардын кызыгуусун арттырууда, юмор түзүүдө чоң жүк аркалаган фоностилистиканын каражаттарынын эстетикалык кудуретин изилдөө максаты аткарылды. Макалада негизинен сыпаттама, баяндоо, синтез, анализ (индукция, дедукция) ыкмалары колдонулуп, аталаган методдор аркылуу факты-материалдарга талдоо жүргүзүлдү. Маданий дүйнө менен таанышууда фоностилистикалык бирдиктер жардамга келип, балдардын чыгармага болгон кызыгуусун жаратып, жаш окурмандын маалыматты жеңил кабыл алуусун шарттап, кепке түрдүү боёк берип, көрктүүлүктү уюштуруп, руханий кенчтин аруу дүйнөсүн жандуулукка, элестүүлүккө айлантат. Балдарды көркөм адабият аркылуу окутуп-тарбиялоодо, айлана-чөйрө менен тааныштырууда чыккан жыйынтык-сунуштарды колдонсо болот.
  3. Relevance. In children's literature, the task, the role played by phono-stylistic means of satisfying the student's aesthetic taste, creating a magical world and opening the door to the world of poetic miracle is enormous and they need scientific research. We have achieved the goal of studying the role of phono-stylistic means in children's literature, children's folklore; studying the aesthetic potential of phono-stylistic means in organizing rhyme, increasing the interest of young readers, and creating humor. The article mainly describes the methods of description, narration, synthesis, analysis (induction, deduction), through these methods, the actual materials were carried out. When getting acquainted with the cultural world, phono-stylistic units come to the rescue, arousing children's interest in the work, contributing to the easy perception of information by the young reader, giving speech a variety of colors, expressiveness, turning the world of spiritual treasures into liveliness, imagination. When teaching and educating children through fiction, when getting acquainted with the environment, you can use the findings and recommendations.
Keywords
  1. детская литература, фоностилистика, ассонанс, аллитерация, ритм, мелодика, интонация, речь, функция звуков.
  2. балдар адабияты, фоностилистика, ассонанс, аллитерация, ритм, мелодика, интонация, кеп, тыбыштардын кызматы.
  3. children's literature, phonostylistics, assonance, alliteration, rhythm, melody, intonation, speech, function of sounds.
Authors info
  1. Осмонова Наргул Ыманалиева, Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, г.Бищкек, Кыргызская Республика, кандидат филологических наук, доцент.
  2. Осмонова Наргул Ыманалиева, Ж.Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, филология илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Nargul Osmonova, Kyrgyz National University named after Zh.Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of philological sciences, associate professor.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2023.49.19.074
  • Citing
  • Осмонова Н.Ы. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2023. №. 4. C. 311-315