New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Тыныстанова Н.А.
  2. Тыныстанова Н.А.
  3. N. Tynystanova
Title
  1. ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК» ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВА В V КЛАССЕ
  2. ЧЫҢГЫЗ АЙТМАТОВДУН «ЧЫПАЛАК БАЛА» ЖОМОГУН V КЛАССТА ОКУТУУ
  3. STUDY OF THE FAIRY TALE «TOM THUMB» BY CHYNGYZ AITMATOV IN THE V CLASS
Abstract
  1. В статье рассмотрены в вопросы проведения работ по усвоению сказки «Мальчик с пальчик» Чынгыза Айтматова в 5 классе русской школы. Здесь приняты во внимание принцип постепенного перехода от простого к сложному. Обычно в литературном чтении после проведении вводного слова учителя, ведутся работы над текстом художественного произведения как основной частью урока литературы. Одной из выдающейся ученой, основоположницей методики преподавания советской литературы была профессор М.А. Рыбникова, которая давала особое значение чтению текста. Одной из основных задач учителя литературы является вырабатывание навыков выразительного чтения у школьников. При комментированном усвоении литературной сказки «Мальчик с пальчик» Чынгыза Айтматова в 5 классе средней школы, согласно современным технологиям, кроме обычного традиционного обучения следует руководствоваться принципами личностно-ориентированного на основе интерактивности. Статья предназначена студентам, магистрантам и учителям школ.
  2. Макалада Чыңгыз Айтматовдун «Чыпалак бала» жомогун орус мектебинин 5-классында окуп ѳздѳштүрүү жумуштарынын алып барылышы тууралуу маселелер каралды. Мында акырындап жөнөкөйдөн татаалга өтүү принциби кѳңүлгѳ алынган. Адатта адабияттык окууда киришүү иш-чараларынан кийин адабият сабагынын негизги бөлүгү катары текстти окуу жумушу алып барылат. Текстти окуу ишине айрыкча маани берген окумуштуулардын көрүнүктүүсү, советтик адабият методикасынын негиздөөчүлөрүнүн бири, профессор М.А. Рыбникова болгон. Адабият мугалиминин бирден бир милдети окуучуларда үн кубултуп көрктүү окуунун адаттарын иштеп чыгуу болуп саналат. Чыңгыз Айтматовдун «Чыпалак бала» адабий жомогунун текстин орто мектептин V классында комментарийлеп окуп өздөштүрүүдө демейки салттуу окутуудан тышкары, азыркы заманбап технологияларга ылайык, интерактивдүү негизде инсанга багыттап окуунун принциптери да жетекчиликке алынат. Макала студенттерге, магистранттарга, мектеп мугалимдерине арналып жазылды.
  3. This article consideres the issues of studing the text of this fiction fairy-tale by a world known writer Chyngyz Aitmatov «Tom Thumb» in the 5th grade of the Russian school. Moreover, the principle of a gradual transfer of the pedagogic science from simple to complicated has been adopted. In reading this fiction, which usually covers forms from 5 to 7 after the introductory part the text reading work follows as the main part of a fiction lesson. Professor M. Rybnikova was one of the prominent methodists-scholars, who founded the fiction teaching methodology during the Soviet period, which gave a special attention to text reading. One of the objectives of a fiction teacher is to develop with schoolchildren the skills of expressive and artictic reading. The principles of personality-oriented reading on an interative basis in accordance with the modern technologies are used in studying the text of the fiction fairy-tale by Chyngyz Aitmatov «Tom Thumb» with commentaries in the 5th form of a secondary school aside of traditional teaching. This article is written for students, Magistrates, school teachers.
Keywords
  1. усвоение, чтение текста, руководство, выразительное чтение, литературная сказка, традиционное обучение, личностно-ориентированное обучение, комментированное чтение.
  2. өздөштүрүү, текстти окуу, жетекчилик, кѳрктүү окуу, адабий жомок, салтуу окуу, инсанга багыттап окуу, комментарийлеп окуу.
  3. development, text reading, guidance, artistic reading, fiction fairy-tale, traditional education, personality-oriented teaching, commenting.
Authors info
  1. Тыныстанова Нуриса Ашыровна, Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат филологических наук, доцент.
  2. Тыныстанова Нуриса Ашыровна, Ж.Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, филология илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Nurisa Tynystanova, Kyrgyz National University named after Zh.Balasagyn, Bishkek, KR, candidate of philological sciences, associate professor.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2023.43.80.059
  • Citing
  • Тыныстанова Н.А. ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК» ЧЫНГЫЗ АЙТМАТОВА В V КЛАССЕ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2023. №. 4. C. 255-258