New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Курамаева Т.А.
  2. Курамаева Т.А.
  3. T. Kuramaeva
Title
  1. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
  2. МАТЕМАТИКА МУГАЛИМИНИН КЕСИПТИК КОМПЕТЕНТТҮҮЛҮГҮНҮН ТҮЗҮМҮ
  3. STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MATHEMATICS TEACHER
Abstract
  1. В данной статье изложены вопросы выделения структуры профессиональной компетентности учителя математики и выделения ее конкретных компонентов для определения инновационных методов, направлений, психологопедагогических условий, средств, способствующих формированию и совершенствованию компетентности будущих учителей математики и обеспечивающих развитие ее компонентов. В высших учебных заведениях формирование профессиональных компетенций рассматривается как непрерывный процесс подготовки студентов от первого года до выпускных курсов. Поэтому для каждого учебного года необходимо создать определенную структурную содержательную модель компетенций. В этой статье мы сосредоточились на определении и установлении структуры профессиональных компетенций учителя математики, основанной на исследованиях ученых и педагогической литературе. В результате были обозначены компоненты профессиональной компетентности учителя математики (ценностная, организационно-мотивационная, образовательная, методическая, оперативно-деловая, личностно-психологическая, социальная, оценочно-рефлексивная, коррекционная). Таким образом, изучение структуры профессиональной компетентности учителя математики является основной идеей методологических подходов, системности, компетентности, личностно - действенности, контекстуальных подходов.
  2. Бул макалада болочок математика мугалимдеринин компетенттүүлүктɵрүн калыптандырууга жана ɵркүндɵтүүгɵ ɵбɵлгɵ түзүп, анын компоненттеринин өнүгүшүн камсыз кыла турган, инновациялык методдорду, багыттарды, психологиялык-педагогикалык шарттарды, каражаттарды аныктоо үчүн, математика мугалиминин кесиптик компетенттүүлүгүнүн түзүлүшүн белгилеп кɵрсɵтүү жана анын конкреттүү компоненттерин бɵлүп кароо маселелери баяндалып жазылган. Жогорку окуу жайларында кесиптик компетенттүүлүктү калыптандыруу, студенттерди биринчи курстан тартып, бүтүрүү курстарга чейин даярдоонун үзгүлтүксүз процесси катары каралат. Ошондуктан, ар бир окуу жылы үчүн, компетенттүүлүктүн белгилүү бир түзүмдүк-мазмундук модели түзүлүшү абзел. Бул макалада окумуштуулардын изилдɵɵлɵрүнɵ жана педагогикалык адабияттарга таянып, математика мугалиминин кесиптик компетенттүүлүгүнүн түзүмүн аныктап белгилɵɵгɵ токтолдук. Натыйжада математика мугалиминин кесиптик компетенттүүлүгүнүн компоненттери (баалуулук, уюштуруучулук-мотивациялык, билимдик, методикалык, оперативдүү-иштиктүү, жеке-психологиялык, социалдык, баалоочу-рефлексивдүү, коррекциялык) белгиленип алынды. Ошентип, математика мугалиминин кесиптик компетенттүүлүгүнүн түзүлүшүн изилдөө методологиялык кɵз караштардын системалуулугу, компетенттүүлүгү, инсандыкиштиктүүлүгү, контексттик мамилелердин негизги идеясы болуп саналат.
  3. This article presents the issues of highlighting the structure of professional competence of a mathematics teacher and highlighting its specific components to determine innovative methods, directions, psychological and pedagogical conditions, means that contribute to the formation and improvement of the competence of future mathematics teachers and ensure the development of its components. In higher educational institutions, the formation of professional competencies is considered as a continuous process of preparing students from the first year to the final courses. Therefore, for each academic year it is necessary to create a certain structural content model of competencies. In this article, we focused on defining and establishing the structure of professional competencies of a mathematics teacher based on research by scientists and pedagogical literature. As a result, the components of the professional competence of a mathematics teacher were identified (value, organizational-motivational, educational, methodological, operational-business, personalpsychological, social, evaluative-reflexive, correctional). Thus, the study of the structure of the professional competence of a mathematics teacher is the main idea of methodological approaches, consistency, competence, personal effectiveness, contextual approaches.
Keywords
  1. профессиональная компетентность, компоненты компетенций, учитель математики, студент, структура, инновационные технологии, методология, системность.
  2. кесиптик компетенттүүлүк, компетенттүүлүктүн компоненттери, математика мугалими, студент, түзүм, инновациялык технологиялар, методология, системалуулук.
  3. professional competence, components of competencies, mathematics teacher, student, structure, innovative technologies, methodology, consistency.
Authors info
  1. Курамаева Токтокан Абдыгуловна, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, доцент.
  2. Курамаева Токтокан Абдыгуловна, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Toktokan Kuramaeva, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, associate professor.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Citing
  • Курамаева Т.А. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 5. C. 135-138