New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Жумабаева Д.С.
  2. Жумабаева Д.С.
  3. D. Djumabaeva
Title
  1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБУЧЕНИИ ПОЭЗИИ АКЫНОВ В КОЛЛЕДЖАХ
  2. КОЛЛЕДЖДЕРДЕ АКЫНДАР ПОЭЗИЯСЫН ОКУТУУНУН АЙРЫМ МАСЕЛЕЛЕРИ
  3. TOPICAL ISSUES IN TEACHING POETRY OF FOLK POETS IN COLLEGES
Abstract
  1. Всем известно, что в XX веке более 70 национальностей, этносов окончательно потеряли свой язык, этнокультуру, национальную идентификацию и ассимилировались в русскую нацию. Такая судьба ожидает всех наций, которые в условиях глобализации не смогли сохранить свою этнопедагогику, национальную особенность. Чтобы наш кыргызский народ не оказался в такой трудной ситуации, мы должны применять методы обучения на этнопедагогической основе. Мы думаем, что на сегодняшний день в колледжах очень актуально повышение качества знаний, распространение новых технологий обучения. Потому что в школах есть некоторые материалы, видеоуроки по преподаванию поэзии акынов. В высших учебных заведениях также эта тема в какой-то мере разработана. А в колледжах есть пробел в обучении поэзии акынов, нет учебнометодического пособия в этой области. На сегодняшний день колледж является важным звеном в системе повышения качества знаний студентов. Поэтому, если мы создадим этнопедагогический фундамент в преподовании произведений народных акынов, то это поможет в развитии творчества и роста креативности у студентов. Это – одна из насущных проблем сегодняшнего дня. Студенты колледжа- наше будущее поколение. Когда они понимают национальные ценности своего народа и будут использовать, применять их в своей жизни, это поможет нам сохранить национальную идентификацию и пускать этнокультурные корни среди молодёжи своей страны. По этой причине сегодняшний день требует изменения в преподавании поэзии народных акынов в колледже на этнопедагогической основе. Автор в этой статье исследует препятствия, которые встречались в преподавании произведений великих акынов кыргызского народа-Молдо Кылыча и Молдо Нияза. В годы застоя развития общества были запрещены обучение произведений народных акынов. В тогдашнее время из-за одного слова находили большую идеологическую ошибку и тем самымуничтожали творческих людей с высоким интеллектом и передовыми взглядами. Об этих коварных путях ликвидации приведены доказательные примеры. В этой статье излагает методы преподавания студентам бесценые и великие мысли народной педагогики и их важность в эпоху глобализации. В этой информации ясно показано место народной поэзии в воспитании человечности и развитии культуры у людей. А также в статье перечислены навыки и практические знания, которыми будут владеть студенты в обучении поэзии народных поэтов. В статье автор показывает какую большую роль играют труды народных акынов в воспитании студеньов как и эпос «Манас». Доказывая, что кыргызские поэты были одними из главных личностей в воспитательной работе, автор подчеркивает необходимость обучения произведения на этнопедагогической основе
  2. Жыйырманчы кылымда жетимиштен ашуун майда этностор, улуттар өздөрүнүн тилин, этномаданиятын, улуттук иденттүүлүгүн биротоло жоготуп, орус улутуна сиңип, жок болуп кеткени белгилүү. Өзүнүн этнопедагогикасын, улуттук өзгөчөлүгүн сактап кала албаган улуттардын баарын ушул тагдыр күтүп турат. Бизидн кыргыз элин да ушундай оор нерсеге дуушар болбошу үчүн биз колледждерде чыгармаларды этнопедагогикалык негизде окутууну колго алышыбыз керек. Бүгүнкү күндө колледждерде билим сапатын көтөрүп, окутуунун мыкты усулдарын жайылтуу актуалдуулугу учурда өтө маанилүү деп ойлойбуз. Себеби мектепте окутуу тууралуу толгон токой материалдар интернеттеги видеосабактар жана башка маалымат булактары болсо, жогорку окуу жайларында да окутуу бир топ колго алынган. Сапаттуу билим берүүдө эң маанилүү звено болгон колледждерде эл акындарынын чыгармаларын окутууда этнопедагогикалык пайдубалды түптөсөк, студенттердин чыгармачылыгын өркүндөтүп, креативдүүлүгүн өнүктүрөт. Бул – бүгүнкү күндүн кечиктирилгис маселелердин бири деп ойлойбуз. Макалада автор кыргыз элинин улуу акыны Молдо Кылычтын, Молдо Нияздын чыгармаларын окутууда кандай тосколдуктар жаралганын изилдейт. Комдун өнүгүүсүнүн сенек жылдарында эл акындарынын чыгармалары окутууга тыюу салынып, кыпындай сөздөн чоң идеологиялык катаны таап, аны менен коомдогу алдыңкы көз караштагы, интеллекти бийик, чыгармачыл адамдарды кантип жок кылуунун жолдору мисалдар менен далилденген. Автор бул макаласында элдик педагогиканын асыл, баалуу ойлорун студенттерге берүү жолдорун, анын ааламдашуу доорундагы маанилүүлүгүн баяндайт. Адамды адамгерчиликтүү, маданияттуу, тарбиялоодо элдик поэзиянын орду таасын көрүнөт. Ошондой эле эл акындар поэзиясын этнопедагогикалык негизде окутуу менен студенттер ээ боло турган билимдер, көндүмдөр, ык, машыгуулар саналып өтөт. Макалада автор кыргыз эл акындарынын «Манас» эпосу менен катар эле балдарды тарбиялоодо чоң университет катары маанилүү роль ойногондугун көрсөтөт. Кыргыз эл акындарынын таалим-тарбия берүүчү борбордук фигуралардын бири болуп келгендигин далилдөө менен, автор булардын чыгармаларын этнопедагогикалык негизде окутууну өркүндөтүү зарыл экендигин баса белгилейт.
  3. Everyone knows that in the 20th century more than 70 nationalities, ethnic groups finally lost their language, ethnoculture, national identity and assimilated into the Russian nation. Such a fate awaits all nations that, in the context of globalization, have not been able to preserve their ethnopedagogy and national identity. To prevent our Kyrgyz people from finding themselves in such a difficult situation, we must apply teaching methods on an ethnopedagogical basis. We think that today in colleges it is very important to improve the quality of knowledge, the spread of new learning technologies. Because schools have some materials, video tutorials on teaching akyns poetry. In higher educational institutions, this topic has also been developed to some extent. And in colleges there is a gap in teaching akyns poetry, there is no teaching manual in this area. Today the college is an important link in the system of improving the quality of students' knowledge. Therefore, if we create an ethnopedagogical foundation in teaching the works of folk akyns, it will help in the development of creativity and the growth of creativity among students. This is one of the pressing problems of today. In the process of teaching the poem, the use of vocabulary, subject connections with history and geography makes it possible to achieve high indicators of students' knowledge. College students are our future generation. When they understand the national values of their people and will use and apply them in their lives, this will help us to preserve our national identity and put down ethnocultural roots among the youth of their country. For this reason, today requires a change in the teaching of poetry of folk akyns in college on an ethnopedagogical basis. In this article the author explores the obstacles that were encountered in teaching the works of the great poetrs of the Kyrgyz people. During the years of stagnation in the development of society, the teaching of the works of some poets was prohibited. At that time, because of one the word, they found a dig ideological error and thereby destroyed creative people with high intelligence and advanced views. Evidence-based examples are given about these insidious ways of liquidation. In this article the author outlines the methods of teaching students the invaluable and great thoghts of folk pedagogy and their importance in the era of globalization. This information clearly shows the place of folk poetry in the education of humanity and the development of culture in people. Proving that Kyrgyz poets were one of the main personalities in educational work, the author emphasizes the need to teach the work on an ethno-pedagogical basis.
Keywords
  1. литература, совершенствование, просветитель, этнопедагогика, поэт, образование, воспитание, человек, эпоха, ценности.
  2. адабият, өркүндөтүү, агартуучу, этнопедагогика, акын, билим, таалим-тарбия, адам, доор, баалуулуктар.
  3. literature, improvement, educator, ethnopedagogy, poet, education, upbringing, person, epoch, values.
Authors info
  1. Жумабаева Д. С., Ошский государственный педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика, старший преподаватель.
  2. Жумабаева Д. С., Ош мaмлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикaсы, улук окутуучу
  3. D. Zhumabaeva, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, senior lecturer.
Pdf
DOI
  • DOI:10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Citing
  • Жумабаева Д.С. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБУЧЕНИИ ПОЭЗИИ АКЫНОВ В КОЛЛЕДЖАХ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. №. 5. C. 129-133