New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Турумбаева Ч.М.
  2. Турумбаева Ч.М.
  3. Ch.M. Turumbaeva
Title
  1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭВОЛЮЦИИ ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ
  2. ОРКЕСТРДИК МУЗЫКАНЫН ЭВОЛЮЦИЯСЫНЫН КЫСКАЧА ОЧЕРКИ
  3. A BRIEF OUTLINE OF THE EVOLUTION OF ORCHESTRAL MUSIC
Abstract
  1. В статье дана панорама оркестрового исполнительства в европейской практике. Отмечены важнейшие достижения мирового инструментального и оркестрового искусства. Прослежена краткая эволюция этого жанра от древнегреческих истоков до музыки ХХ века: зарождение оркестра, изменения и эволюция оркестрового состава, возникновение симфонического оркестра, и т.д. Автор отмечает, что в XVI-XVII вв. появляются такие жанры, как соната, симфония, опера, оратория, вокальный концерт и др. Констатируется, что опера, как жанр, зарождается на рубеже XVI-XVII вв. в Италии. Упоминается, что оркестровое искусство великих европейских композиторов, как К.Монтеверди, А.Скарлатти, А.Вивальди, Ф.Куперена, Ж.Рамо, Г.Пёрселла внесло огромный вклад в сокровищницу европейской музыкальной культуры. В статье отмечены имена великих немецких композиторов-полифонистов XVII в., как И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Акцентируется внимание на становление и развитие симфонического оркестра в европейской музыкальной культуре (XVI-XVII вв.), которое впоследствии предоставило композиторам большие технические возможности и богатую палитру звуков. В творчестве великих австрийских композиторов Ф.Й. Гайдна и В.А. Моцарта формируется классический вид симфонии. Автор отмечает такие имена, как Людвиг ван Бетховен, Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, Ф.Лист, Р.Вагнер, творчество которых завоевало художественные высоты в кон. XVIII в.- нач. XIX в. в странах Европы (Великобритания, Германия, Франция, Италия). Отмечается русский оркестровый опыт. Это творчество М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского. В советскую эпоху выделяется целый ряд выдающихся композиторов - С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и др., в творчестве которых происходило дальнейшее развитие возможностей оркестрового письма. Акцент, сделанный на творчество европейских, русских и советских композиторов, внесших выдающийся вклад в оркестровую партитуру, создает значимый фон мировой музыкальной практики, на котором высвечивается вклад кыргызских композиторов и дирижеров в этот вид музыкального исполнительства.
  2. Макалада европа практикасындагы оркестрдик аткаруучулуктун панорамасы берилген. Дүйнөлүк инструменталдык жана оркестр искусствосунун чоң маанилүү жетишкендиктери белгиленген. Байыркы грек башатынан баштап ХХ кылымдын музыка искусствосунун эволюциясына чейин кыскача байкоо жүргүзүлөт: оркестрдин жаралышы, оркестр курамынын эволюциясы жана өзгөрүштөрү, симфониялык оркестрдин пайда болушу, ж.б. Автор XVI-XVII кк. соната, симфония, опера, оратория, вокалдык концерт ж.б. жанрлар пайда болгондугун белгилейт. Опера -жанр катары Италияда XVI-XVII кылымдардын чек арасында жаралган деп айтылат. К.Монтеверди, А.Скарлатти, А.Вивальди, Ф. Куперен, Ж.Рамо, Г.Пёрселл деген оркестр искусствосунун белгилүү композиторлору европа музыкалык маданиятынын казынасына чоң салым кошушкан. Макалада И.С.Бах жана Г.Ф.Гендельдин XVII к. улуу немец композитор-полифонисттердин аттары белгиленген. Европа музыкалык маданиятында симфониялык оркестрдин пайда болуп өнүгүшү (XVI-XVII кк.) көрсөтө айтылган, натыйжасында жеткилең техникалык мүмкүнчүлүктөр жана бай тыбыш палитрасы композиторлор үчүн берилген. Белгилүү Австрия композиторлору Ф.Й. Гайдн жана В.А. Моцарттын чыгармачылыктарында симфониянын классикалык түрү калыптанган. Автор Людвиг ван Бетховен, Ф.Шуберт, Г.Берлиоз, Ф.Лист, Р.Вагнер деген композиторлордун аттарын белгилейт, анткени алардын чыгармачылыгы XVIII к. аягында - XIX к. башында Европа өлкөлөрүнүн (Великобритания, Германия, Франция, Италия) музыка искусствосу жагынан туу чокусу болуп калган. Оркестр жагынан Орусиянын тажрыйбасы аныкталат, анда М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, П.И. Чайковский деген композиторлор белгиленет. Совет доорунда бир топ белгилүү композиторлор чыгышкан - С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян ж.б., алардын чыгармаларында оркестрдин мүмкүнчүлүктөрү кыйла өнүккөн. Оркестрдин партитурасына көрүнүктүү салым кошкон европалык, орусиялык жана совет доорундагы композиторлордун чыгармачылыгына акцент жасалгандыгы дүйнөлүк музыкалык практиканын айлана чөйрөсүнүн негизиндеги кыргыз композиторлор жана дирижерлордун музыка искусствосуна жасалган салымы көрсөтүлгөн.
  3. The article provides a panorama of orchestral performance in European practice. The most important achievements of the world's instrumental and orchestral art are noted. Brief traced the evolution of this genre from its origins to the ancient Greek music of the twentieth century: the emergence of the orchestra, the changes and evolution of orchestral composition, the emergence of the symphony orchestra, etc. The author notes that in the XVI-XVII centuries such genres as sonata, symphony, opera, oratorio, vocal concert, etc. appeared. It is stated that Opera, as a genre, was born at the turn of the XVI-XVII centuries in Italy. It is mentioned that the orchestral art of great European composers such as C. Monteverdi, A. Scarlatti, A. Vivaldi, F. Couperin, J. Rameau, G. Purcell made a huge contribution to the Treasury of European musical culture. The article notes the names of great German composers-polyphonists of the XVII century, such as J.S. Bach and G.F. Handel, in whose orchestral music groups of string instruments, woodwind and brass are finally formed. The author focuses on the formation and development of the Symphony orchestra in European musical culture (XVI-XVII centuries), which later provided composers with great technical capabilities and a rich palette of sounds. In the works of the great Austrian composers F. J. Haydn and W. A. Mozart, the classical form of the Symphony is formed. The author notes such names as Ludwig van Beethoven, F. Schubert, G. Berlioz, F. Liszt, R. Wagner, whose work won artistic heights in the late XVIII century. XIX century. in Europe (great Britain, Germany, France, Italy). Russian orchestral experience is noted. This is the work of M.I. Glinka, N. A. Rimsky-Korsakov, A.P.Borodin, P.I. Tchaikovsky. In the Soviet era, a number of outstanding composers - S.S. Prokofiev, D.D. Shostakovich, A.I. Khachaturian, and others-stand out, and their work was further developing the possibilities of orchestral writing. The emphasis on the work of European, Russian and Soviet composers who have made an outstanding contribution to the orchestral score creates a significant background for world music practice, which highlights the contribution of Kyrgyz composers and conductors to this type of musical performance.
Keywords
  1. оркестровое искусство, композитор, партитура, музыкальная практика, симфония, гомофония, полифония, дирижер, кыргызская музыка, оркестр народных инструментов.
  2. оркестр искусствосу, композитор, партитура, музыкалык практика, симфония, гомофония, полифония, дирижер, кыргыз музыкасы, эл аспаптар оркестри.
  3. orchestral art, composer, score, musical practice, symphony, homophony, polyphony, conductor, kyrgyz music, folk instrument orchestra.
Authors info
  1. Турумбаева Чолпон Мукашовна, Кыргызский государственный университет культуры и искусств им. Б.Бейшеналиевой, г.Бишкек, Кыргызская Республика, и.о. доцента.
  2. Турумбаева Чолпон Мукашовна, Б.Бейшеналиева атындагы Кыргыз мамлекеттик маданият жана искусство университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, доценттин милдетин аткаруучу.
  3. Cholpon Turumbaeva, Kyrgyz state University of culture and art by name of B.Beishenalieva, Bishkek, Kyrgyz Republic, acting associate professor.
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Citing
  • Турумбаева Ч.М. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭВОЛЮЦИИ ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. №. 7. C. 245-248