|
-
Таирова К.А.
-
Таирова К.А.
-
K.A. Tairova
-
ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
-
КЫРГЫЗ ЖАЗУУЧУЛАРЫНЫН КӨРКӨМ ЧЫГАРМАЛАРЫ АРКЫЛУУ ОКУУЧУЛАРДЫ МЕКЕНЧИЛДИККЕ ТАРБИЯЛОО ПРОЦЕССИН ПРАКТИКАЛЫК-ТЕХНОЛОГИЯЛЫК ЖАКТАН КАМСЫЗДОО
-
PRACTICE TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN THROUGH WORKS OF ART BY KYRGYZ WRITERS
-
Независимо от того, насколько значимы произведения кыргызских писателей в патриотическом воспитании
учащихся, превращение их в инструментальные средства
осуществляется через создание специального опыта, практико-технологическое обеспечение этого процесса. Эта
ситуация создает для нас требование выбирать и сортировать гибкие методы обучения учащихся с помощью художественных произведений. Поскольку рассматриваемый
вопрос относится как к литературным занятиям, так и к
целостному воспитательному процессу, необходимо учитывать в единстве методы, методы обучения, воспитания, сформировавшиеся в этих двух локальных средах. Методика преподавания кыргызской литературы возникла
как наука во второй половине ХХ века и сформировалась
под прямым влиянием науки о преподавании русской литературы в советское время. Методы преподавания русской
литературы в основном разработаны в трудах В.Я. Стоюнина, М. О. Гершензона, М.А. Рыбниковой, Г.И. Беленького,
М.А. Снежневской, М.В. Амфилохиевой, В.В. Голубковой,
Н.И. Кудряшова, О.Ю. Богдановой, С. А. Леоновой, Б.А. Ланина, В.Ф. Чертова и др. Информация о методах преподавания литературы в Кыргызстане за последнее время можно встретить в трудах кыргызских ученых Батакановой
С., Иманалиева К., Ишекеева Н., Муратова А., Байсабаева
Б.А. и другие.
-
Кыргыз жазуучуларынын көркөм чыгармалары окуучуларды мекенчилдикке тарбиялоодо канчалык даражада
маанилүү болгону менен аны инструменталдык каражатка айландыруу атайын тажрыйба жаратуу, ал процессти
практикалык-технологиялык жактан камсыздоо аркылуу
жүзөгө ашат. Бул жагдай бизге окуучуларды көркөм чыгармалар аркылуу тарбиялоонун ийкемдүү методдорун
тандап, иргеп алуу талабын жаратат. Карап жаткан маселебиз адабият сабактарына ошондой эле бүтүн тарбия
процессине таандык болуп жаткандыктан ошол эки локалдык чөйрөдө калыптанган окутуу, тарбиялоо методдорун,
ыкмаларын биримдикте эске алууну шарттайт. Кыргыз
адабиятын окутуу методикасы илим катары XX кылымдын 2-жарымында пайда болуп түздөн-түз советтик
доордогу орус адабиятын окутуу илиминин таасири астында калыптанды. Орус адабиятын окутуу методдору
тууралуу көз караштар негизинен В.Я.Стоюнин, М.О. Гершензон, М.А. Рыбникова, Г.И. Беленький, М.А. Снежневская, М.В. Амфилохиева, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшов,
О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, Б.А. Ланин, В.Ф. Чертова
жана башкалардын эмгектеринде өнүктүрүлгөн. Соңку
мезгилдер аралыгында Кыргызстанда адабиятты окутуу
методдору тууралуу маалыматтар Батаканова С., Иманалиев К., Ишекеев Н., Муратов А., Байсабаев Б.А. ж.б.у.с.
окумуштуулардын эмгектеринде чагылдырылган.
-
Regardless of how important the works of Kyrgyz writers
are in the Patriotic education of students, their transformation
into tools is carried out through the creation of special experience, practical and technological support for this process. This
situation creates a requirement for us to choose and sort flexible
methods of teaching students through works of literature. Since
the issue under consideration relates both to literary studies and
to the whole educational process, it is necessary to take into account the unity of the methods, methods of teaching and upbringing formed in these two local environments. The methodology
of teaching Kyrgyz literature emerged as a science in the second
half of the twentieth century and was formed under the direct influence of the science of teaching Russian literature in the
Soviet era. Methods of teaching Russian literature are mainly
developed in the works of V.Y. Stoyunin, M.O. Gershenzon, M.A.
Rybnikova, G.I.Belenky, M.A.Snezhnevskaya, M.V. Amfilohieva,
V.V. Golubkova, N.I. Kudryashova, O.Y. Bogdanova, S.A. Leonova, B.A. Lanin, V.F. Chertova, etc. Information about methods
of teaching literature in Kyrgyzstan in recent years can be found
in the works of Kyrgyz scientists Batakanova S., Imanaliev K.,
Ishekeyev N., Muratov A., Baisabaev B. A. and others
-
методы воспитания, процесс обучения литературы, создание опыта, методы обучения, школьная среда, художественные произведения, патриотическое воспитание.
-
тарбиялоо методу, адабиятты окутуу процесси, тажрыйба жаратуу, мектеп чѳйрѳсү, кѳркѳм чыгарма, мекенчилдикке тарбиялоо, окутуу методдору.
-
methods of education, the process of teaching literature, creating experience, school environment, literature, patriotic education, method of teaching.
-
Таирова Калбубу Акматжановна, Бишкекский
государственный университет им. К.Карасаева,
г.Бишкек, Кыргызская Республика, старший
преподаватель.
-
Таирова Калбүбү Акматжановна, К.Карасаев
атындагы Бишкек мамлекеттик университети,
Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, ага
окутуучу.
-
Kalbubu Tairova, Bishkek state University by name of
K.Karasaev, Bishkek, Kyrgyz Republic, senior
lecturer.
DOI:10.26104/NNTIK.2019.45.557
Таирова К.А. ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЫРГЫЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. №. 10. C. 239-244
|