New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Байтикова Т.А.
  2. Байтикова Т.А.
  3. T.A. Baytikova
Title
  1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  2. ИНКЛЮЗИВДИК МАДАНИЯТТЫ КАЛЫПТАНДЫРУУНУН ШАРТТАРЫ
  3. CONDITIONS FOR THE FORMATION OF AN INCLUSIVE CULTURE
Abstract
  1. В данной статье отмечается условия формирования инклюзивной культуры. В системе инклюзивного образования говорится о взглядах, мнениях, мышлений, действий и отношений общества к особо нуждающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Были отмечены место инклюзивной культуры в процессе обучения и воспитания выше указанных детей. К сожалению, на сегодняшний день в обществе имеется место циркуляция стереотипов и дискриминаций в отношении к детям инвалидам. В рамках инклюзивной культуры деятельность и поведения человека зависит от самого себя. И поэтому особо нуждающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья ожидают от окружающей среды теплые отношения, внимания и индивидуально-педагогический подход. В связи с этим были подняты вопросы такие, как общества в качестве ответной реакции среди людей задействованных инклюзивном образовании, должны провести просветительские работы, подготовить школ к инклюзивному обучению и вести соответствующие работы с родителями.
  2. Макалада инклюзивдик маданиятты калыптандыруунун шарттары белгиленет. Инклюзивдик билим берүү системасында өзгөчө муктаждыгы бар жана майып балдарга карата коомчулуктун көз карашы, ой пикирлери, аларга кылган мамилелери тууралуу кеп козголот. Аталган катмардагы балдарды окутуп, тарбиялоо процессинде инклюзивдик маданияттын орду белгиленет. Анткени бул багытта окутууну ишке ашыруунун бирден-бир жолу катары педагогдордун жана башка чөйрөнүн өкүлдөрүнүн инклюзивдик маданияттын нормаларынын чегинде өзгөчө муктаждыкка ээ жана майып балдарга оң жактуу мамиле жасоонун мааниси зор. Тилекке каршы, бүгүнкү күндө коомдо дагы да болсо стереотиптердин циркуляциясы, дискриминация орун алып келгендиги айтылды. Инклюзивдик маданияттын нормаларынын чегинде иш-аракет кылуусу ар бир адамдын өзүнөн көз каранды. Коомчулук да ага карата жооп реакциясында инклюзивдик билим берүүгө тиешелүү адамдардын арасында агартуу иштерин жүргүзүү зарылдыгы, мектепти инклюзивдик окутууга даярдоо, ата-энелер менен иш алып баруу тууралуу маселелер козголду.
  3. This article notes the conditions for the formation of an inclusive culture. The inclusive education system speaks about the views, opinions, thoughts, actions and attitudes of society towards especially needy children and children with disabilities. The place of inclusive culture in the process of training and education of the above children was noted. Unfortunately, today in the society there is a circulation of stereotypes and discrimination in relation to children with disabilities. Within the framework of an inclusive culture, human activities and behavior depend on oneself. And therefore, especially needy children and children with disabilities expect a warm relationship, attention and an individual pedagogical approach from the environment. In this regard, issues were raised, such as societies, as a response among people involved in inclusive education, should conduct educational work, prepare schools for inclusive education and conduct appropriate work with parents.
Keywords
  1. инклюзия, инклюзивная культура, инвалидность, обучение, воспитание, дискриминация, доступность, ориентация, социальная интеграция, культурная норма, стереотип.
  2. инклюзия, инклюзивдик маданият, майыптуулук, окутуу, тарбиялоо, дискриминация, жеткиликтүүлүк, ориентир алуу, социалдык интеграция, маданий норма, стереотип.
  3. inclusion, inclusive culture, disability, education, upbringing, discrimination, accessibility, orientation, social integration, cultural norm, stereotype.
Authors info
  1. Байтикова Тилек Аянбаевна, Иссык-Кульский государственный университет им. К.Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика, кандидат филологических наук, доцент психологии.
  2. Байтикова Тилек Аянбаевна, К.Тыныстанов атындагы Ысык-Көл мамлекеттик университети, Каракол шаары, Кыргыз Республикасы, филология илимдеринин кандидаты, психологиянын доценти.
  3. Tilek Baytikova, Issyk-Kul state University by name of K.Tynystanov, Karakol, Kyrgyz Republic, candidate of philological sciences, associate professor of psychology.
Pdf
DOI
  • DOI:10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Citing
  • Байтикова Т.А. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 6. C. 196-200