New issue

2024, №: 3

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Толебаева А.А., Полупанов А.Г., Сабиров И.С.
  2. Толебаева А.А., Полупанов А.Г., Сабиров И.С.
  3. A.A. Tolebaeva, A.G. Polupanov, I.S. Sabirov
Title
  1. ПРОФИЛЬ РЕКЛАМИРУЕМЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И НАПИТКОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АУДИТОРИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
  2. КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ЖАШ БАЛДАРГА ЖАНА ӨСПҮРҮМДӨРГӨ СУНУШ КЫЛЫНУУЧУ АЗЫК ЗАТТАРЫНЫН ЖАНА СУУСУНДУКТАРЫНЫН ПРОФИЛИ
  3. PROFILE OF FOOD AND BEVERAGE PRODUCTS ADVERTISED FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Abstract
  1. Одним из факторов, ассоциированных с развитием детского ожирения, может быть маркетинг продук¬тов с высоким содержанием транс-жиров, соли и саха¬ра. В данной работе мы привели количественную оценку степени и характера маркетинга продуктов питания и напитков на телевизионных каналах с целевой аудито¬рией детского и подросткового возраста в Кыргызской Республике. Проанализированы 2132 рекламных объявле¬ния 6 телевизионных каналов, которые наиболее часто смотрели дети и подростки в течение двух рабочих дней и двух выходных дней с 06:00 до 22:00 с марта по май 2018 года. Наиболее часто рекламируются следующие виды продуктов/напитков: напитки, включая кока-колу, фанту и лимонады с добавленными сахарами и подслас¬ти¬телями, соки, пикантные закуски, включая чипсы, ореш¬ки, попкорн, сухарики и другие. Несколько реже транс¬лируется реклама шоколада и кондитерских изделий из сахара и молочных напитков. Наиболее редко рекламируются полуфабрикаты, готовые и композит¬ные блюда. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие рекламы переработанных и свежих овощей и фруктов. Оказалось, что более, чем в 85% случаев рек¬ла¬мы продуктов питания для детей и подростков проис¬хо¬дит маркетинг нездоровых пищевых продуктов и ни¬ка¬ких законодательных ограничений на рекламу продук¬тов питания для детей нет, что требует принятия соот-ветствующих политических решений и действий.
  2. Балдардын ашыкча салмак кошуусуна себеп болгон факторлордун бири болуп- курамы транс-майларга, туз менен кумшекерге ченемсиз каныккан азыктар эсеп¬те¬лет. Сыналгы аркылуу Кыргыз Республикасындагы бал¬дар¬дын жана өспүрүмдөрдүн чөйрөсүндө азык-заттар менен суусундуктарга сапаттык баа бердик. 2018-жыл¬дын март-май айларында 2 жумуш күнүндө жана 2 эс алуу күндөрүндө балдар жана өспүрүмдөр көбүрөөк көр¬гөн сыналгынын 6 каналындагы 2132 жарнаманы ана¬ли第дедик. Көбүрөөк жарыяланган азыктар жана суу¬сундуктар төмөнкүлөр: кумшекер жана атайы даам бе¬рүү¬чү заттар кошулган кока-кола, фанта, лимонад, сок¬тор, пиканттык ысылыктар болгон чипсы, попкорн, ка¬ты¬рылган нандар жана башкалар. Жарнактарда кум¬ше¬кер кошулган шоколад, кондитердик азыктар жана сүт азыктары да бир азыраак сунуш кылынат. Полу¬фаб¬рикаттар менен даяр азыктар өтө аз жарыяланат. Таң калтырган жагдай болуп жашылча-жемиштердин бир да жарнакта таптакыр сунуш кылынбагандыгы эсеп-телет. Жарнактардын 85% нан көбү балдарга жа¬на өспүрүмдөргө ден соолукка зыян азыктарды су¬нуш кылат, ал жарнактарга эч кандай мыйзам ченеми жок, мунун баары тиешелүү саясий тыянактардын жана аракеттердин жасалышын талап кыларына шек жок.
  3. One of the factors associated with the development of childhood obesity may be marketing products with a high content of trans fats, salt, and sugar (HFSS). In this research, we have provided a quantitative assessment of the degree and nature of the marketing of food and beverages on television channels with a target audience of children and adolescents in the Kyrgyz Republic. Analysis of 2132 advertisements of 6 TV channels that were most often watched by children and teenagers during two working days and two weekends from 06:00 to 22:00 from March to May 2018. The most frequently advertised are the following types of foods/drinks: beverages, including coca-cola, Fanta and soft drinks with added sugars and sweeteners, juices, savory snacks, including chips, nuts, popcorn, crackers, etc. Advertisements for chocolate and sugar confectionery and dairy drinks are broadcasted less frequently. Semi-finished, ready-made and composite dishes are advertised most rarely. At the same time, the complete absence of advertisements for processed and fresh vegetables and fruits attracts attention. In more than 85% of cases of food advertising for children and adolescents, unhealthy food products are being advertised and there are no legal restrictions on advertising food products for children, which requires taking appropriate policy decisions and actions
Keywords
  1. ожирение, дети, подростки, про¬дук¬ты питания, напитки, реклама, сахар, здоровье.
  2. салмак кошуу, балдар, өспүрүмдөр, азык-зат¬тар, суусундуктар, жарыялоо, кумшекер, ден соолук.
  3. obesity, children, adolescents, food, drinks, advertising, sugar, health.
Authors info
  1. Толебаева Айчурек Алайбековна, Кыргызско-Россий-ский Славянский университет им.Б.Ельцина, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кафедра Терапии, аспирант, старший преподаватель. Полупанов Андрей Геннадьевич, Национальный центр кардиологии и терапии им.академика М.Миррахимова, г.Бишкек, Кыргызская Респуб-лика, отделение Артериальной гипертензии, доктор медицинских наук, профессор. Сабиров Ибрагим Самижонович, Кыргызско-Россий-ский Славянский университет им.Б.Ельцина, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кафедра Терапии, доктор медицинских наук, профессор,
  2. Толебаева Айчурек Алайбековна, Б.Ельцин атындагы Кыргыз-Орус Славян университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, Терапия кафедрасы, аспирант, ага окутуучу. Полупанов Андрей Геннадьевич, М.Миррахимов атындагы Улуттук кардиология жана терапия борбору, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, Гипертония бөлүмү, медицина илимдеринин доктору, профессор. Сабиров Ибрагим Самижонович, Б.Ельцин атын-дагы Кыргыз-Орус Славян университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, Терапия кафедрасы, медицина илимдеринин доктору, профессор.
  3. Aichurek Tolebaeva, Kyrgyz-Russian Slavic University by name of B.Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic, Department of Therapy, graduate student, a senior lecturer. Andrey Polupanov, National center of cardiology and therapy by name of academician M.Mirrakhimov, Bishkek, Kyrgyz Republic, Department of Hypertension, doctor of medical sciences, professor. Ibragim Sabirov, Kyrgyz-Russian Slavic University by name of B.Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic, Department of Therapy, doctor of medical sciences, professor
Pdf
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Citing
  • Толебаева А.А., Полупанов А.Г., Сабиров И.С. ПРОФИЛЬ РЕКЛАМИРУЕМЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И НАПИТКОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АУДИТОРИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 3. C. 140-145