New issue

2023, №: 5

More

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Paper
Authors
  1. Садыкова А.А.
  2. Садыкова А.А.
  3. А.А. Sadykova
Title
  1. БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ НА ПРИМЕРЕ БАЛЕТОВ «АККАНАТ» И «ХИРОСИМА»
  2. ГАЗИЗА ЖУБАНОВАНЫН БАЛЕТ ТЕАТРЫ «АККАНАТ» ЖАНА «ХИРОСИМА» БАЛЕТТЕРИНИН НЕГИЗИНДЕ
  3. BALLET THEATRE OF GAZIZA ZHUBANOVA, FOR EXAMPLE THE BALLET «ACCENT» AND «HIROSHIMA»
Abstract
  1. Статья посвящена характеристике балетного твор¬че¬ства выдающегося казахского композитора Газизы Жуба¬новой на примере балетов «Акканат» и «Хиросима». Выявляются главные эстетические принципы ее балетного театра, как национальная определенность и общечеловеч¬ность. Отдельно рассматривается и анализируется балет «Акканат» с точки рения его истории создания, идейной фа¬булы и музыкальной драматургии. Дается краткое со¬дер¬жание балета «Акканат» («Легенда о белой птице»), где идея стремления человека к счастью вопло¬щена в об¬ра¬зе птицы. Идентична фабула второго балета Г.Жубановой «Хиросима». Две новеллы отличаются друг от друга мес-том действия, содержанием, композицией. Однако, оба про¬из¬ведения объединяет гуманистическая и жизне¬ут-верж¬дающая тема – любовь к жизни и стремле¬ние чело¬ве-ка к счастью. Отмечается балет «Хиросима» в котором высвечиваются новые формы хореографической лексики в традициях советской балетной эстетики 60-х годов XX века. В статье дается характеристика компо¬зиции, те-ма¬тиз¬му и хореографическому языку обоих балетов. Так, в «Акканате» сочетаются бытовая, сказоч¬но-фантас¬ти-че¬ская и этическая линии, обобщенно выра¬же¬нная столк-но¬ве¬нием Добра и Зла. Здесь также кратко освещается суть симфонического метода, который выра¬жается в развет¬в¬лен¬ной системе лейтмотивов и кон¬траст¬ном сопостав¬ле¬нии музыкальных образов. В хореографии балета «Хиро¬сима» действие выражается через танец, что соот¬вет¬ст¬во¬вало балетной эстетики второй половины ХХ века. Спек¬такль «Хиросима» харак¬теризуют яркая образность, театральность и аллегорич¬ность – это привело к каче¬ст¬вен¬ному скачку казахский национальный балетный театр.
  2. Бул макала казак элинин белгилүү композитор Газиза Жубанованын «Акканат» жана «Хиросима» балеттердин негизиндеги балет чыгармасынын мүнөздөмөсүнө арнал-ган. Анын балет театрынын улуттук белгилендүүлүк жана жалпы адамзаттык негизги эстетикалык принциптер ачып көрсөтүлгөн. «Акканат» балети өз алдынча анализ-де¬нип жаратуу тарыхы, идеялык фабула жана музыкалык дра¬матургия көз карашы менен каралат. Адамдын бакыт¬ка умтулган аракети куш образы аркылуу көрсө-түлүп “Акканат” (“Ак куу жөнүндө легенда”) балетинин кыскача мазмуну берилген. Г.Жубанованын “Хиросима” деген экин¬чи балетинин ошондой эле фабуласы. Эки новелланын окуя¬ла¬ры, мазмуну, композиция жагынан бир биринен айыр¬ма¬ла¬нат. Бирок, эки чыгарманы жашоону сүйүү жана адам¬дын бакыт-таалайга умтулуусу гума-нист¬тик жана тур¬муш¬ту сүйгөнүү тема бириктирет. ХХ кылымдын 60-чи жыл¬дардын совет балетинин эсте-тикасына жараша жаңы хореографиялык лексиканы камтыган “Хиросима” балети белгиленет. Эки балеттин композиция, тематизм жана хореографиялык тилинин мүнөздөмөсү берилет. “Акканат” балетте турмуштук, жомок-фантастика жана этика темалары айкалышты-рылып, Жакшылык менен Жамандыктын кагылышуусу жал¬пылануу көрсө¬түл¬гөн. Ошондой эле бул жерде симфо-ниялык методдун маңы¬зы жөнүндө айтылып, кеңейтилген лейтмотив системасы жана музыкалык образдардын контрасттык салышты¬руу¬су билдирилген. ХХ кылымдын экинчи бөлүгүндө балет эстетикасына жараша “Хиро-сима” балеттин хореогра¬фия¬¬сында күч-аракеттер бий аркылуу көрсөтүлгөн. Ук¬муш¬туу образдуулук, театрал-дуулук жана аллегориялуулук «Хиросима» спектаклди мүнөздөйт – бул казак улуттук балет театрдын сапатын жакшыртып чукул өзгөрүшкө алып келген.
  3. The article is devoted to the characteristic of ballet creativity of the outstanding Kazakh composer Gaziza Zhubanova on the example of ballets "Akkanat" and "Hiroshima". Identifies the major aesthetic principles of ballet, national security, and common humanity. The ballet "Akkanat" is considered and analyzed separately from the point of view of its history, ideological plot and musical drama. There is a brief content of the ballet "Akkanat" ("the Legend of the white bird"), where the idea of human desire for happiness is embodied in the image of a bird. The plot of G. Zhubanova's second ballet Hiroshima is identical. Two novels differ from each other in the place of action, content, composition. However, both works are United by a humanistic and life-affirming theme-the love of life and the aspiration of man to happiness. There is a ballet "Hiroshima" which high¬lights new forms of choreographic vocabulary in the traditions of the Soviet ballet aesthetics of the 60s of the XX century. The article characterizes the composition, themes and choreo¬gra¬phic language of both ballets. Thus, "Akkanat" combines household, fantastic and ethical lines, generally expressed by the collision of Good and Evil. It also briefly highlights the essence of the symphonic method, which is expressed in a bran¬ched system of leitmotivs and contrasting musical images. In the choreography of the Hiroshima ballet, the action is expres¬sed through dance, which corresponded to the ballet aesthetic of the second half of the twentieth century. The performance "Hiroshima" is characterized by vivid imagery, theatricality and allegorical - this led to a qualitative leap of the Kazakh national ballet theater.
Keywords
  1. композитор-новатор, музыкально-хореографическая драматургия, народный танец, хорео¬гра¬фическая лексика, содержательная танцевальность, сим¬фоническая сюита, символизм мышления, синтез ис¬кусств, казахский мелос, национальная определенность.
  2. композитор-новатор, музыка-хорео¬гра¬фиялык драматургия, элдик бий, хореографиялык лек¬сика, маңыздуу бий, симфониялык сюита, символизм ой жү-гүртүү, искусство синтези, казак обону, улуттук бел¬ги-лен¬дүүлүк.
  3. composer-innovator, musical and choreo¬gra¬phic drama, folk dance, choreographic vocabulary, meaningful dance, symphonic suite, symbolism of thinking, synthesis of arts, the kazakh melos, national certainty.
Authors info
  1. Садыкова Анвара Ариповна, Казахская национальная академия хореографии, г. Алматы, Республики Казахстан, старший преподаватель.
  2. Садыкова Анвара Ариповна, Казак улуттук хореография академиясы, Алматы шаары, Казахстан Республиксы, ага окутуучу.
  3. Anvara Sadykova, Kazakh national Academy of choreography, Almaty, Republic of Kazakhstan, senior lecturer.
Pdf
DOI
  • None
  • Citing
  • Садыкова А.А. БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ НА ПРИМЕРЕ БАЛЕТОВ «АККАНАТ» И «ХИРОСИМА». Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. №. 11. C. 133-137