Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Юсупов Р.У., Сулайманова К.К.
  2. Юсупов Р.У., Сулайманова К.К.
  3. R. Yusupov, K. Sulaimanova
Название
  1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
  2. КЫРГЫЗСТАНДЫН ЭЛ АРАЛЫК РЫНОКТО АТААНДАШТЫККА ЖӨНДӨМДҮҮЛҮГҮН ТАЛДОО
  3. ANALYSIS OF KYRGYZSTAN'S COMPETITIVENESS IN THE INTERNATIONAL MARKET
Аннотация
  1. В данной статье рассматривается конкурентоспособность товара, выявлены проблемы и определены перспективы развития торгово-экономических отношений со странами, входящими в ЕАЭС. Показатель страновой конкурентоспособности является синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке. Недостаточность конкурентоспособности предприятий Кыргызстана проявились в отсутствии качественных характеристик, в слабой экспортной составляющей. Авторы показали, что нестабильность политической обстановки в стране, частая смена правительства, коррупция, затрудненность доступа к финансовым ресурсам привели к тому, что Кыргызстан с каждым годом теряет свои позиции на международной арене. На основе анализа, показано как распределить трудовые ресурсы страны и какие приоритетные направления нужно выбрать, чтобы Кыргызстан производил наиболее востребованные и конкурентоспособные товары
  2. Бул макалада продукттун атаандаштыкка жөндөмдүүлүгү каралат, көйгөйлөр аныкталат жана ЕАЭБ мүчөсү болгон өлкөлөр менен соода-экономикалык мамилелерди өнүктүрүүнүн перспективалары аныкталат. Өлкөнүн атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүнүн көрсөткүчү - бул продукттун атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүн, өндүрүүчүнү, өнөр жайдын атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүн айкалыштырган жана өлкөнүн дүйнөлүк рынокто позициясын мүнөздүү синтетикалык көрсөткүч. Кыргыз ишканаларынын атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүнүн жоктугу экспорттун алсыз компонентинде сапаттуу өзгөчөлүктөрдүн жоктугунан көрүнгөн. Авторлор өлкөдөгү саясий абалдын туруксуздугу, өкмөттүн тез-тез өзгөрүшү, паракорчулук, финансылык ресурстарга жеткиликтүүлүктүн кыйындыгы Кыргызстан жыл сайын эл аралык аренада өз позициясын жоготуп жаткандыгын көрсөтүшкөн. Талдоонун негизинде өлкөдөгү эмгек ресурстарын кантип бөлүштүрүү керектиги жана Кыргызстан эң популярдуу жана атаандаштыкка жөндөмдүү товарларды өндүрүү үчүн кайсы артыкчылыктуу багыттарды тандап алуу керектиги көрсөтүлөт.
  3. This article examines the competitiveness of the product, identifies problems and identifies prospects for the development of trade and economic relations with the countries that are members of the EAEU. The country competitiveness indicator is a synthetic indicator that combines the competitiveness of the product, the producer, the industry competitiveness and characterizes the country's position in the world market. The lack of competitiveness of Kyrgyz enterprises was manifested in the lack of qualitative characteristics, in a weak export component. The authors showed that the instability of the political situation in the country, the frequent change of government, corruption, difficulty in accessing financial resources led to the fact that Kyrgyzstan is losing its position in the international arena every year. Based on the analysis, it is shown how to distribute the country's labor resources and what priority areas should be chosen so that Kyrgyzstan produces the most popular and competitive goods.
Ключевые слова
  1. конкурентоспособность, предприятие, страна, факторы, товары, качественные характеристики.
  2. атаандаштыкка жөндөмдүүлүк, ишкана, өлкө, факторлор, товарлар, сапаттуу өзгөчөлүктөр.
  3. competitiveness, company, country, factors, goods, quality characteristics.
Сведения об авторах
  1. Юсупов Рашид Умарович, Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат экономических наук, доцент. Сулайманова Клара Кырбашевна, Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат экономических наук, доцент.
  2. Юсупов Рашид Умарович, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин кандидаты, доцент. Сулайманова Клара Кырбашевна, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Rashid Yusupov, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of economic sciences, associate professor. Klara Sulaimanova, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of economic sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Юсупов Р.У., Сулайманова К.К. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КЫРГЫЗСТАНА НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2022. №. 3. C. 167-171