Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Байсубанова А.С.
  2. Байсубанова А.С.
  3. A. Baysubanova
Название
  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  2. ЖОГОРКУ ОКУУ ЖАЙЛАРДЫН СИСТЕМАСЫНДА СТУДЕНТТЕРДИН ТОЛЕРАНТТУУ АҢ-СЕЗИМИН ТАРБИЯЛООНУН ПЕДАГОГИКАЛЫК ӨБӨЛГӨЛӨРҮ
  3. PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR FOSTERING TOLERANT CONSCIOUSNESS AMONG OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация
  1. В статье выявлены характерные особенности феномена межличностной толерантности, в качестве показателей, обуславливающее становление толерантного сознания, выявлены характеристики культуры человека: умение оценить значение межличностных отношений, признание достоинства социальных взаимодействий, адекватность человека при анализе национальных, социокультурных ценностей, актуальная готовность использования общекультурного, индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.) т.е проявления культуры интеллекта, совершенствования личностной концепции, направленное на развитие культуры саморегуляции, мыслеобразовывать на ценностно-смысловых доминантах нации и стремление сохранения общецивилизационной культуры. Также определены ее структурные компоненты: когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, деятельностный. Разработана педагогическая технология становления межличностной толерантности у студентов в процессе учебной деятельности: рассмотрены основные детерминанты в вузовской системе, факторы, закономерности, принципы и критерии. Выявлены педагогические условия результативности процесса развития межличностной толерантности в студенческой среде. В статье предполагается идея создания новой модели взаимоотношений у студенческой молодежи по становлению культуры толерантности способом медийного образования.
  2. Макала инсандар аралык толеранттуулук феноменинин мүнөздүү өзгөчөлүктөрүн ачып, анын структуралык компоненттерин аныктайт: когнитивдик, эмоционалдык, коммуникативдик, активдүүлүк. Жаштардын инсандар аралык маанилүүлүгүн баалоо жөндөмдүүлүгү, социалдык өз ара мамилелердин кадыр баркын таануу, улуттук, социалдык-маданий баалуулуктарды талдоодо адамдын адекваттуулугу, билимдин жалпы маданий фондун пайдаланууга реалдуу даярдыгы: гуманитардык, табигый, илимий, экномикалык, саясий, укуктук ж.б. башкача айтканда интеллектуалдык маданияттын көрүнүшү, өзүн-өзү жөнгө салуу маданиятын өнүктүрүүгө багытталган инсандык концепцияны өркүндөтүү, улуттун келечектеги ордун аныктоо боюнча калыптандыруу жана жалпы цивилизациялык маданиятты сактоого умтулуу. Окуу ишинин процессинде студенттердин инсандар аралык толеранттуулукту калыптандыруунун педагогикалык технологиясы иштелип чыккан: университет системасындагы негизги аныктоочулар, факторлор, мыйзам ченемдүүлуктөр, принциптер жана критерийлер каралат. туденттик чөйрөдө инсандар аралык толеранттуулукту калыптандыруу процессинин натыйжалуулугун педагогикалык шарттары аныкталган. Макала медиа билим берүү аркылуу толеранттуулук маданиятын калыптандыруу боюнча жаштардын ортосундагы мамилелердин жаңы моделин түзүү идеясын болжолдойт.
  3. The article reveals the characteristic features of the phenomenon of interpersonal tolerance, defines its structural components: cognitive, emotional, communicative, activity. The pedagogical technology of the formation of interpersonal tolerance among students in the process of educational activity has been developed: the main determinants in the university system, factors, patterns, principles and criteria have been considered. The pedagogical conditions for the process of developing interpersonal tolerance in the student environment. The ability to assess the importance of interpersonal relations, the recognition of the dignity social interactions, the adequacy of a person in the analysis of national, socio-cultural values, the general cultural fund of knowledge: humanitarian, natural science, economic, political, legal, etc. that is, the manifestation of the culture of intelligence, the improvement of the personal concept, aimed at the development of a culture of self-regulations, thought formations on the value nation and the desire to preserve the general civilization culture. The article assumes the idea of creating a new model of relationships among student youth on the formation by means of media education.
Ключевые слова
  1. толерантные отношения, толерантное сознание, толерантное свойство, межличностная толерантность, студенческая среда, педагогические предпосылки, индивидуальность, педагогические технологии, медийное образование, личностные установки.
  2. толеранттуу мамилелер, толеранттуу аң-сезим, толеранттуу касиет, адамдар аралык толеранттуулук, студенттик чөйрө, педагогикалык өбөлгөлөр, индивидуалдуулук, педагогикалык технологиялар, медиа билим берүү, инсандык мамилелер.
  3. tolerant relations, tolerant consciousness, tolerant property, interpersonal tolerance, student environment, pedagogical prerequisites, individuality, pedagogical technologies, media education, personal attitudes.
Сведения об авторах
  1. Байсубанова Ася Карыбековна, Бишкекский государственный университет имени К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика, доцент.
  2. Байсубанова Ася Карыбековна, К. Карасаев атындагы Бишкек мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, доцент.
  3. Asya Baysubanova, Bishkek State University by name of K. Karasayev, Bishkek, Kyrgyz Republic, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Байсубанова А.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2021. №. 5. C. 222-226