Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Акматова К.К., Душеева К.А.
  2. Акматова К.К., Душеева К.А.
  3. K.K. Akmatova, G.A. Dusheeva
Название
  1. ПРИЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
  2. ОРУС ТИЛИ ЖАНА АДАБИЯТЫ САБАГЫНДА КОМПЕТЕНТТИК МАМИЛЕ КЫЛУУНУН ЖОЛДОРУ
  3. METHODS OF COMPETENCE APPROACH IN THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE
Аннотация
  1. В статье обоснована эффективность применения на уроках русского языка и литературы приемов компетентного подхода, метода моделирования текста в условиях реализации Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики. Раскрыты значения трех ключевых компетентностей, которые различают в Кыргызстане в общеобразовательных школах: информационная компетентность – готовность ученика к работе с информацией, коммуникативная компетентность – готовность к общению и сотрудничеству с другими людьми, проблемная компетентность – готовность ученика к решению проблем. Отмечено то, что применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Соответственно без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.
  2. Бул макалада орус тили жана адабияты сабактарына компетенттүү мамиле жасоо боюнча, текстке моделдөө ыкмаларын натыйжалуу колдонуу Кыргыз Республикасынын орто жана жалпы билим берүү стандартын ишке ашыруу шартында негизделген. Кыргызстанда орто мектептерде айырмаланган үч негизги компетенттүүлүк каралды. Алар: маалыматтык – студенттин маалымат менен иштөөгө даяр болушу; баарлашуу – башкалар менен тил табышуу жана кызматташууга даяр болушу; проблемалык – маселени чечүү үчүн студенттин даяр болушу. Орус тили жана адабияты сабагында тилдик, лингвистикалык, байланыш компетенттүүлүктөрүн ар кандай маданий мейкиндикте колдонуу, баарлашканга жөндөмдүү, ыймандуу, чыгармачылык жактан шыктуу, интеллектуалдык жактан өнүккөн инсандарды даярдоого шарт түзөт. Демек, компетенцияларды өнүктүрбөй туруп атаандаштыкка туруктуу, толеранттуу инсанды даярдоого мүмкүн эмес, анткени ортонку звенодон баштап (текстти тилдик талдоо), жогорку класстарга чейин текстти жана сюжетти интерпретациялоо, же лингвистикалык анализ жүргүзүү менен окуучулардын практикалык жөндөмдүүлүгү калыптанат.
  3. The article presents a classification of typical persistent mistakes made by students-trainees in the Kyrgyz classes in the lexical, morphological and syntactic forms of the Russian language, and provides recommendations for their overcoming. Demonstrated mistakes made by students trainee in the course of teaching Russian language and literature schools in Talas region during the practice, including the presentation of a classification of grammatical errors of students of philological profile. The study of errors in speech communication of students-trainees with students in the Russian language lessons in the Kyrgyz school allowed establishing a number of factors affecting the frequency of their occurrence. First of all, errors appear as a result of native language interference, which distorts the elements of semantic or grammatical structure. In addition, there is a need to develop for students-trainees not Russian, but Russian-Kyrgyz grammar rules based on the comparison of native and Russian languages.
Ключевые слова
  1. лингвистическая компетентность, языковая компетентность, коммуникационная компетентность, состояние, описание, толерантная личность, развитые личности.
  2. лингвистикалык компетенттүүлүк, тилдик компетенттүүлүк, баарлашуу компетенттүүлүгү, абал, баяндоо, толеранттуу инсан, өнүккөн инсандар.
  3. linguistic competence, language competence, communication competence, state, description, tolerant personality, developed personality.
Сведения об авторах
  1. Акматова Канышай Кубатбековна, Таласский государственный университет, г.Талас, Кыргызская Республика, преподаватель. Душеева Кулбайра Азрановна, Таласский государственный университет, г.Талас, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, доцент.
  2. Акматова Канышай Кубатбековна, Талас мамлекеттик университети, Талас шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу. Душеева Кулбайра Азрановна, Талас мамлекеттик университети, Талас шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Kanyshay Akmatova, Talas state University, Talas, Kyrgyz Republic, lecturer. Kulbayra Dusheeva, Kyrgyzstan, Talas State University, Talas, Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Акматова К.К., Душеева К.А. ПРИЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №. 5. C. 233-235