Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Казак Куртулуш Саваш
  2. Казак Куртулуш Саваш
  3. Kurtulush Savash Kazak
Название
  1. ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ И ИХ ПРИЧИНЫ: МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  2. КЫРГЫЗСТАНДАГЫ ЖОГОРКУ БИЛИМ БЕРҮҮ СИСТЕМАСЫНЫН САПАТ МАСЕЛЕСИ ЖАНА АНЫН СЕБЕПТЕРИ: ЖЕТЕКЧИЛЕРДИН ПИКИРИНДЕ
  3. KYRGYZSTAN’S QUALITY PROBLEMS IN HIGHER EDUCATION AND THEIR REASONS ACCORDING TO EXECUTIVE OPINIONS
Аннотация
  1. В первые годы после приобретения независимости система высшего образования Кыргызстана впала в серьезный кризис. Качество высшего образования в чис¬ле наиболее значимых и наиболее пострадавших от этого кризиса элементов. В настоящее время, когда знания выступают как самая мощная сила, такое обс¬тоя-тельство в стране является жизненно важной проб-лемой, требующей безотлагательного решения. В этом исследовании, характеризуемом как дескриптив¬ное, для сбора данных была использована полуструк¬турированная форма интервью. Форма интервьюиро¬вания руководителя была подготовлена в ходе диссер¬та¬ционного исследования на тему «Оценка системы высшего образования независимого Кыргызстана». Ру¬ко-водителям были заданы вопросы об основных проб-ле¬мах в системе высшего образования Кыргызстана. В качестве фокус группы выступили 3 экс-замминистра образования и науки Кыргызской Республики и 2 быв¬ших ректора. В результате исследования было ус¬та¬нов¬лено, что все руководители подтверждают наличие проблемы качества в высшем образовании Кыргыз¬ста¬на. Также, были установлены факторы, по мнению ру¬ко-водителей влияющие на качество. Они обобщены и собраны в параметры «финансирование высшего обра¬зо¬вания», «общественное понятие», «средние, высшие учебные заведения», «компетенции выпуск-ников» и «аккредитация».
  2. Кыргызстандын жогорку билим берүү системасы өлкөнүн эгемендүүлүгүнүн алгачкы жылдарында олут¬туу кризиске учураган. Бул кризистен эң көп жабыр¬ка¬ган эң маанилүү элементтердин башында жогорку би¬лим берүүнүн сапаты турат. Учурда билим эң олуттуу күч экендигин эске алсак, мындай жагдай Кыргызстан үчүн өтө маанилүү жана чечилүүгө тийиш маселе бо¬луп саналат. Бул изилдөө иши дескрип¬тивдик мүнөздө блуп, маалымат чогулутууда жартылай конс¬трук¬ция¬ла¬нган интервью формасы колдонулган. Жетекчи ме¬нен интервью формасы «Эгемендүүлүккө жеткенден кий¬ин¬ки Кыргызстандын жогорку билим берүү систе¬ма¬сын баалоо» тема¬сындагы докторлук диссерта¬ция¬сы¬нын алкагында даярдалган. Жетекчилерге кыргыз жо¬горку билим берүү системасында кездешкен негизги проблемаларга байланыштуу суроолор берилген. Изил¬дөө¬нүн фокус-группасын 3 мурунку КР Билим берүү жа¬на илим министринин орун басары жана 2 мурунку ректор түздү. Изилдөөнүн натыйжасында Кыргыз¬стан¬дын жогорку билим берүү системасында сапат ма¬селеси бар экендигин бардык жетекчилер тара¬бы¬нан ырас-талганы аныкталды. Жетекчилердин пикири боюнча сапатка таасир тийгизген факторлор анык¬та¬лып, жалпыланып «жогорку билим берүүнү каржы¬лоо», «коомдук түшүнүк», «орто билим берүүчү, жо¬гор¬ку билим берүүчү уюмдар», «бүтүрүүчүлөрдүн ком¬пе¬-тен¬¬ция¬лары» жана «аккредитация» параметрле-рин¬де чагылдырылды.
  3. Kyrgyzstan’s higher education system has fallen into a major crisis in the first years following independence. Quality of higher education has been the most affected field by this crisis. Considering the fact that information is believed to be the most powerful asset today, this is a vital problem for Kyrgyzstan and it needs to be solved. In this descriptive study, data has been collected using a semi-structured interview form. The Executive Interview Form has been prepared within the scope of the doctoral thesis named ‘Evaluation of the Higher Education System of Kyr¬gyz¬stan after Independence’. The executives were asked questions about the main problems in the higher education system of Kyrgyzstan. The sample of the study consists of three former deputy education ministers and two former rectors. As a result of the research, it has been discovered that the existence of a quality problem in Higher Education of Kyrgyzstan is accepted by all executives. On the other hand, it has been determined that the factors that executives think affect the quality are gathered under the subjects of ‘Finance of Higher Education, Social Understanding, Se¬con¬dary Education, Higher Education Institutions, Gra¬dua¬te Qualifications, and Accreditation’.
Ключевые слова
  1. Кыргызстан, высшее обра¬зова¬ние, качество, руководитель, мнение, причина, компе¬тен¬ции.
  2. Кыргызстан, жогорку билим, сапат, жетекчи, пикир, себеп, компетенциялар.
  3. Kyrgyzstan, higher education, quality, lea¬der¬ship, opinion, reason, competence.
Сведения об авторах
  1. Казак Куртулуш Саваш, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», г.Бишкек. Кыргызская Республика, PhD докторант по педагогике.
  2. Казак Куртулуш Саваш, Кыргыз-Түрк «Манас» университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика боюнча PhD докторант.
  3. Kurtulush Savash Kazak, Kyrgyz-Turkish University «Manas», Bishkek, Kyrgyz Republic, PhD doctoral student in pedagogy.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Казак Куртулуш Саваш ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ И ИХ ПРИЧИНЫ: МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №. 1. C. 126-132