Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Элмуратов Ш.З., Матураимов Г.О., Саттаркулов Д.Б.
  2. Элмуратов Ш.З., Матураимов Г.О., Саттаркулов Д.Б.
  3. Sh. Elmuratov, G. Maturaimov, D. Sattarkulov
Название
  1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. РЫНОКТУК МАМИЛЕЛЕРДИН ШАРТЫНДА ЖОГОРКУ БИЛИМ БЕРҮҮНҮ ӨНҮКТҮРҮҮНҮН МЫЙЗАМ ЧЕНЕМДҮҮЛҮКТӨРҮ
  3. PATTERNS OF THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MARKET RELATIONS
Аннотация
  1. Образование – это важнейшая сфера духовного производства, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества, а также является главным способом сохранения и трансформации культурного наследия будущим поколениям. Глобальными факторами перспективного развития современного общества заявлены образование, наука, демографическая устойчивость человека. Не может быть развитого государства без развитого образования – это аксиома, с которой нужно считаться». «В новых условиях нас должна объединить идея формирования не просто образованного, профессионально подготовленного человека, а личности с богатым духовным и социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные и мировые достижения во всех сферах общественной жизни». Именно поэтому в нашей республике взят курс на коренную диверсификацию структур, программ и форм обучения. Национальная модель образования основана на уровневом принципе построения и представляет четко структурированную систему по образовательным программам и соответствующим им субъектам.
  2. Билим берүү – руханий өндүрүштүн эң маанилүү чөйрөсү, ал коомдун гүлдөп-өсүшүнүн интеллектуалдык гана эмес, экономикалык негизин түзүүчү, ошондой эле келечек муундар үчүн маданий мурастарды сактоонун жана өзгөртүүнүн негизги жолу болуп саналат. Билим берүү, илим жана адамдын демографиялык туруктуулугу заманбап коомдун келечектүү өнүгүүсүнүн глобалдык факторлору болуп саналат. Өнүккөн билимсиз өнүккөн мамлекет болушу мүмкүн эмес – бул аксиома менен эсептешүүгө туура келет. «Жаңы шарттарда бизди билимдүү, профессионалдык жактан даярдалган инсанды эле эмес, руханий жана социалдык-моралдык потенциалы бай, бардык жагынан улуттук жана дүйнөлүк жетишкендиктерди баамдап, өнүктүрүүгө жөндөмдүү инсанды калыптандыруу идеясы биригиши керек. коомдук турмуштун чейрелеру». Мына ошондуктан биздин республикада окуунун структураларын, программаларын жана формаларын түп-тамырынан бери диверсификациялоо курсу жүргүзүлдү. Билим берүүнүн улуттук модели курулуштун баскычтуу принцибине негизделген жана билим берүү программаларынын жана алардын тиешелүү предметтеринин так структураланган системасын билдирет.
  3. Education is the most important sphere of spiritual production, which creates not only the intellectual, but also the economic basis for the prosperity of society, and is also the main way to preserve and transform the cultural heritage for future generations. Education, science, and the demographic stability of a person are declared global factors for the prospective development of modern society. There cannot be a developed state without a developed education – this is an axiom that must be reckoned with. “Under the new conditions, we should be united by the idea of forming not just an educated, professionally trained person, but a personality with a rich spiritual and socio-moral potential, capable of perceiving and developing national and world achievements in all spheres of public life.” That is why in our republic a course has been taken for a radical diversification of structures, programs and forms of education. The national model of education is based on the tiered principle of construction and represents a clearly structured system of educational programs and their respective subjects.
Ключевые слова
  1. образование, рыночные отношения, стратегическое развитие, образовательный процесс, оптимизация, реформы, кредитная система, работодатели, студенческое сообщество, модернизация.
  2. билим берүү, рынок мамилелери, стратегиялык өнүгүү, билим берүү процесси, оптималдаштыруу, реформалар, кредиттик система, иш берүүчүлөр, студенттик жамаат, модернизация.
  3. education, market relations, strategic development, educational process, optimization, reforms, credit system, employers, student community, modernization.
Сведения об авторах
  1. Элмуратов Шерали Закирбекович, Баткенский государственный университет, Сулюктинский гуманитарно-экономический институт, г. Сулюкта, Кыргызская Республика, старший преподаватель. Матураимов Гыязидин Осорбаевич, Баткенский отдел Института современных информационных технологий в образовании, г. Баткен, Кыргызская Республика, кандидат экономических наук, доцент. Саттаркулов Дооранбек Бабаевич, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызская Республика, старший преподаватель.
  2. Элмуратов Шерали Закирбекович, Баткен мамлекеттик университети, Сүлүктү гуманитардык-экономикалык институту, Сүлүктү шаары, Кыргыз Республикасы, улук окутуучу. Матураимов Гыязидин Осорбаевич, Билим берүүдөгү заманбап маалыматтык технологиялар институтунун Баткен бөлүмү, Баткен шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин кандидаты, доцент. Саттаркулов Дооранбек Бабаевич, Баткен мамлекеттик университети, Баткен шаары, Кыргыз Республикасы, улук окутуучу.
  3. Sherali Elmuratov, Batken State University, Sulukta Humanitarian and Economic Institute, Sulukta, Kyrgyz Republic, senior lecturer. Gyyazidin Maturaimov, Batken Department of the Institute of Modern Information Technologies in Education, Batken, Kyrgyz Republic, candidate of economic sciences, associate professor. Dooranbek Sattarkulov, Batken State University, Batken, Kyrgyz Republic, senior lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.71.28.034
  • Версия для цитирования
  • Элмуратов Ш.З., Матураимов Г.О., Саттаркулов Д.Б. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 2. C. 135-138