Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Худиева Фарида Тофик гызы
  2. Худиева Фарида Тофик гызы
  3. Khudieva Farida Tofik gyzy
Название
  1. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
  2. СТУДЕНТТИН ИНСАНДЫГЫН КАЛЫПТАНДЫРУУДА ЖАМААТТЫН РОЛУ
  3. THE ROLE OF THE COLLECTIVE IN THE FORMATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY
Аннотация
  1. В научной статье освещается понятие студенческой группы и ее влияние на формирование, развитие, активность и взаимоотношения личности. Автором уточняется сущность понятия коллектива, студенческой группы, выявляются факторы, влияющие на развитие личности студента. К таким факторам относятся обучение, семья, взаимоотношения личности, активность, внутренний психологический мир. Известно, что студент в процессе своей деятельности развивается не только с физической, психологической, но и с социальной точки зрения. Следовательно, его развитие проявляется не только во взаимодействии с окружающей средой, но и с обществом в целом. Человек – активное существо. Активно воздействует на окружающую среду, природу и изменяет себя, изменяя ее. Этот процесс активного взаимодействия человека и природы называется деятельностью. В этом процессе человек выступает как субъект, удовлетворяет свои потребности, целенаправленно воздействуя на объект. Вот почему деятельность всегда осуществляется на основе осознанных целей человека, регулируемых этими целями. В целом, исходя их вышеизложенного автор делает вывод, что группа представляет собой сложную систему со своеобразной структурой. Члены группы принимают соответствующие нормы и ценности. Постепенно у членов группы развивается чувство партнерства. Участники группы сближаются друг с другом и начинают проживать радости и горести друг друга. Каждый член группы испытывает чувство ответственности и долга за общую работу. Таким образом, группа начинает функционировать и формироваться, по существу, личность студента развивается и становится личностью внутри группы, усваивая ее ценности.
  2. Илимий макалада студенттик топтун түшүнүгү жана анын калыптанышына, өнүгүшүнө, активдүүлүгүнө жана инсандык мамилелерине тийгизген таасири баса белгиленет. Автор коллективдин, студенттик топтун түшүнүгүнүн маңызын тактайт, студенттин инсандыгын өнүктүрүүгө таасир этүүчү факторлорду аныктайт. Мындай факторлорго окутуу, үй-бүлө, инсандык мамилелер, активдүүлүк, ички психологиялык дүйнө кирет. Студент өзүнүн ишаракеттеринин жүрүшүндө физикалык, психологиялык гана эмес, социалдык көз караштан да өнүккөнү белгилүү. Демек, анын өнүгүшү айлана-чөйрө менен гана эмес, бүтүндөй коом менен өз ара аракеттенүүдө да байкалат. Адам Активдүү жандык. Айлана-чөйрөгө, жаратылышка активдүү таасир этет жана аны өзгөртүү менен өзүн өзгөртөт. Адам менен жаратылыштын өз ара аракеттенүүсүнүн бул процесси ишаракет деп аталат. Бул процессте адам субъект катары иш алып барат, объектке максаттуу таасир этип, алардын муктаждыктарын канааттандырат. Ошондуктан иш-чаралар ар дайым ошол максаттар менен жөнгө салынган адамдын аң-сезимдүү максаттарынын негизинде жүргүзүлөт. Жалпысынан, жогоруда айтылгандарга таянып, автор топ өзгөчө структурага ээ татаал система деп жыйынтык чыгарат. Топтун мүчөлөрү тиешелүү ченемдерди жана баалуулуктарды кабыл алышат. Бара-бара топтун мүчөлөрү өнөктөштүк сезимин өрчүтүшөт. Топтун мүчөлөрү бири-бирине жакындашып, бирибиринин кубанычын жана кайгысын жашай башташат. Топтун ар бир мүчөсү жалпы жумуш үчүн жоопкерчилик жана милдет сезимин сезет. Ошентип, топ иштей баштайт жана негизинен калыптанат, студенттин инсандыгы өркүндөтүлүп, топтун ичинде анын баалуулуктарын өздөштүрөт.
  3. The scientific article highlights the concept of the student group and its impact on the formation of personality, personality development, activity, relationships. Here, the essence of the concept of collective, student group is clarified, the factors influencing the development of student personality are revealed. These factors include: training, family, personality relationships, activity, inner psychological world. It is known that the student during his activity is not only physically, psychologically, etc. in terms of, but also in terms of social development. Man is an active being. It actively influences the environment, nature, and by changing it, it changes itself. This process of active interaction between man and nature is called action. In this process, a person acts as a subject, satisfying his needs by purposefully influencing the object. That is why activity is always carried out on the basis of conscious human goals, regulated by those goals. In general, the author shows here and concludes that the group is a complex system with a unique structure. Group members adopt appropriate norms and values. The members of the group gradually develop a sense of partnership - "we". The members of the group become acquainted with each other and begin to live with each other's joys and sorrows. Each member of the group has a sense of responsibility and duty for the overall work. Thus, the group begins to function and form in essence. The student's personality is formed and becomes a person within the group, assimilating the values of the group.
Ключевые слова
  1. студент, группа, преподаватель, обучение, личность, мораль, активность, межличностные отношения.
  2. студент, топ, окутуучу, окутуу, инсан, адеп-ахлак, активдүүлүк, инсандык мамилелер.
  3. student, group, teacher, learning, personality, morality, activity, interpersonal relationships.
Сведения об авторах
  1. Худиева Фарида Тофик гызы, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Республика Азербайджан, преподаватель.
  2. Худиева Фарида Тофик гызы, Азербайджан мамлекеттик педагогикалык университети, Баку шаары, Азербайджан Республикасы, окутуучу.
  3. Khudieva Farida Tofig gyzy, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Republic of Azerbaijan, lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.75.70.052
  • Версия для цитирования
  • Худиева Фарида Тофик гызы РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 3. C. 281-285