Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Орозбаев Ж.Б., Калкаман кызы Н
  2. Орозбаев Ж.Б., Калкаман кызы Н
  3. Zh. Orozbaev, Kalkaman kyzy N.
Название
  1. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
  2. АДАМДАРДЫН ЖАШОО САПАТЫН ЖАКШЫРТУУДА БИЗНЕСТИН СОЦИАЛДЫК ЖООПКЕРЧИЛИГИ
  3. THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE BUSINESS IN THE IMPROVING THE QUALITY OF THE LIFE OF PEOPLE
Аннотация
  1. В данной научной статье рассмотрена социальная ответственность бизнеса в повышении качества жизни людей. Ответственность субъектов бизнеса за соблюдением норм и правил, чётко, явно и нечётко, неявно (не в должной степени) определённых национальным и международным законодательством, существенно воздействует на качество жизни отдельных социальных групп, местного сообщества и общества в целом. В Кыргызской Республике вовлечение субъектов бизнеса в социальную ответственность под влиянием национального и международного законодательства выступает такой процесс, как квотирование рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной защите. Но ситуация постоянно усугубляется позицией работодателей, включая государственные предприятия и организации, которые практически не берут лиц с инвалидностью на работу с достойной оплатой, что не позволяет воспользоваться существующей квотой на трудоустройство в полном объёме. Таким образом, усиление социальной ответственности бизнеса для повышения качества жизни людей остаётся актуальной проблемой в Кыргызской Республике.
  2. Бул илимий макалада адамдардын жашоо сапатын жакшыртууда бизнестин социалдык жоопкерчилиги каралды. Улуттук жана эл аралык мыйзамдарда так жана так эмес (түшүнүксүз), кыйыр түрдө (тийиштүү өлчөмдө эмес) аныкталган ченемдерди жана эрежелерди сактоо үчүн бизнес субъекттердин жоопкерчилиги айрым социалдык топтордун, жергиликтүү жамааттын жана бүтүндөй коомдун жашоо сапатына олуттуу таасир этет. Кыргыз Республикасында эл аралык жана улуттук мыйзамдардын таасири менен бизнес субъекттердин социалдык жоопкерчилигин жогорулатуу максатында алар тарабынан социалдык жактан муктаж жарандарга жумушчу орундарынан квота бөлүнүүгө тийиш. Бирок ага карабастан жумуш берүүчүлөр тарабынан мунун ичинде мамлекеттик мекемелер дагы инвалиддиги бар жарандарды жакшы маянасы бар жумуштарга алышпайт,ушунун кесепетинен алар иш орундардын квотасын толук колдоно албай жатышат. Мына ушулар, Кыргыз Республикасында элдин жашоосунун сапатын көтөрүү үчүн бизнестин социалдык жоопкерчилигин жогорулатуу актуалдуу экендигин далилдейт.
  3. This scientific article examines the social responsibility of business in the improving the quality of the life of people. The responsibility of business entities for compliance with norms and rules, clearly and indistinctly, implicitly (not to the proper extent) defined by national and international legislation, essentially affects the quality of life of individual social groups, the local community and society as a whole. In the Kyrgyz Republic, the involvement of business entities in social responsibility under the influence of national and international legislation is such a process as quoted jobs for citizens in need of social protection. But the situation is constantly aggravated by the position of employers, including state-owned enterprises and organizations that practically do not take persons with disabilities to work with a worthy payment, which does not allow to take advantage of the existing quota for employment in full. Thus, the strengthening of social responsibility of the business to improve the quality of life of people remains an urgent problem in the Kyrgyz Republic
Ключевые слова
  1. субъекты бизнеса, национальное законодательство, международное право, нормы, правила, люди, качество жизни, улучшение, социальная ответственность.
  2. бизнес субъекттери, улуттук мыйзамдар, эл аралык мыйзамдар, ченемдер, эрежелер, адамдар, жашоо сапаты, жакшыртуу, социалдык жоопкерчилик
  3. business entities, national legislation, international law, norms, rules, people, quality of life, improvement, social responsibility.
Сведения об авторах
  1. Орозбаев Женалы Байсалович, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат экономических наук, доцент. Калкаман кызы Наргиза, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика, аспирант.
  2. Орозбаев Женалы Байсалович, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз Улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин кандидаты, доцент. Калкаман кызы Наргиза, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз Улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант
  3. Zhenaly Orozbaev, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of economical sciences, associate professor. Kalkaman kyzy Nargiza, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, postgraduate student.
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Орозбаев Ж.Б., Калкаман кызы Н СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. №. 10. C. 212-216