Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Жамангулова Г.У
  2. Жамангулова Г.У
  3. G.U. Zhamangulova
Название
  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОТОСИНТЕЗ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ
  2. ОРТО МЕКТЕПТЕРДЕ ФОТОСИНТЕЗ ПРОЦЕССИН НАТЫЙЖАЛУУ ОКУТУУДА КОМПЬЮТЕРДИК ТЕХНОЛОГИЯЛЫК КАРАЖАТТАРДЫ КОЛДОНУУ
  3. USING COMPUTER TOOLS TO EFFECTIVELY TEACH THE PHOTOSYNTHETIC PROCESS IN SECONDARY SCHOOLS
Аннотация
  1. Фотосинтез растений представляет собой сложный физико-биохимический процесс. Ученики с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения без средств не способны понять процесс, изучить явление. В статье показаны эффективные средства компьютерных технологий для обучения фотосинтетического процесса. Эксперимент проводился в средних школах по традиционному и дистанционному обучению для 6-9-10 классов. Были протестированы десять различных видов средств компьютерных технологии такие как виртуальная лаборатория; видеофрагменты; сюжетные анимации; короткие анимации; мультимедийные презентации; электронные тесты и вопросы; цветные картинки и фотокниги; 3D изображения и модели; интерактивные модели и интерактивные изображения. В ходе исследований оказались эффективным для традиционного обучения фотосинтеза в средних школах; виртуальные лаборатории, видеофрагменты, сюжетные анимации, короткие анимации, интерактивные модели. Для дистанционного обучения кроме вышеупоминутых средств оказались эффективными мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину фотосинтетического процесса, и дают возможность учащегося самостоятельно «конструировать» процесс
  2. Өсүмдүктөрдөгү фотосинтез – бул татаал физикобиохимиялык процесстердин бири болуп саналат. Окуучулар мындай процесстерди абстрактуу жыйынтыктап түшүнүүсү окутуунун каражаттарысыз мүмкүн эмес жана процесстин механизмин элестетип түшүнө алышпайт. Макалада фотосинтез процессин түшүндүрүүдө пайдаланылуучу окутуунун компьютердик технологиялык натыйжалуу каражаттары көрсөтүлдү. Тажрыйба орто мектептердин 6-9-10-класстарына салттуу жана аралыктан окутууда изилдөөлөр жүргүзүлдү. Изилдөөдө сабактын түшүнүү этабында пайдаланууга мүмкүн болгон он түрдүү компьютердик технологиялык каражаттар: виртуалдык лабораториялар; видеофрагменттер; сюжеттүү анимациялар; кыска анимациялар; мультимедиалык презентациялар; электрондук тесттер жана суроолор; түстүү сүрөттөр жана фото-китептер; 3D сүрөттөр жана моделдер; интерактивдүү моделдер жана интерактивдүү сүрөттөр сыналды. Изилдөөнүн жыйынтыгында орто мектептерде фотосинтез процессин салттуу окутууда натыйжалуу компьютердик каражат катары виртуалдык лабораториялар; видеофрагменттер; сюжеттүү анимациялар; кыска анимациялар; интерактивдүү моделдер экендиги аныкталды. Ал эми аралыктан окутууда жогорудагы каражаттардан сырткары мультимедиалык презентациялар эффективдүү болоору аныкталды. Мультимедиялык презентациялар окуучунун эс акылында толук кандуу фотосинтез процессинин биологиялык элесин калыптандырат жана окуучунун өз алдынча процессти «конструкциялоого» мүмкүндүк берет.
  3. Photosynthesis of plants is a complex physical and biochemical process. Pupils with imaginative thinking have a hard time assimilating abstract generalizations without tools they are not able to understand the process, to study the phenomenon. In this study shows effective tools of computer technology for teaching the photosynthetic process. The experiment was conducted in secondary schools for traditional and distance learning for grades 6-9-10. Ten different types of computer technology tools were tested such as the virtual laboratory; video clips; plot animations; short animations; multimedia presentations; electronic tests and questions; color pictures and photo books; 3D images and models; interactive models and interactive images. Research has proven effective for traditional teaching of photosynthesis in secondary schools; virtual laboratories, video clips, plot animations, short animations and interactive models. For distance teaching, in addition to the above mentioned tools, multimedia presentations have proven to be effective. Multimedia presentations allow the formation of a complete picture of the photosynthetic process in the pupil 's mind, and enable the pupil to independently "design" the process.
Ключевые слова
  1. современные методы, методы преподавания, фотосинтез, компьютерные технологии, учебные пособия, анимация, презентация, видео.
  2. заманбап методдор, окутуунун методикасы, фотосинтез, компьютердик технология, окутуунун каражаттары, анимация, презентация, видеофрагмент.
  3. modern methods, teaching biology, photosynthesis, computer technology, teaching aids, animation, presentation, video.
Сведения об авторах
  1. Жамангулова Гүлнара Үсөнбековна, Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева, г.Бишкек, Кыргызская Республика, аспирант.
  2. Жамангулова Гүлнара Үсөнбековна, И.Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант.
  3. Gulnara Zhamangulova, Kyrgyz State University by name of I.Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic, postgraduate student.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Жамангулова Г.У ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОТОСИНТЕЗ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. №. 11. C. 170-172