Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Мурзалиев М.А.
  2. Мурзалиев М.А.
  3. М.A. Murzaliev
Название
  1. КЫРГЫЗСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
  2. КЫРГЫЗСТАН ЭЛ АРАЛЫК БИЛИМ БЕРҮҮ СИСТЕМАСЫНДА
  3. KYRGYZSTAN IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL RELATIONS
Аннотация
  1. В статье проведен анализ системы международных образовательных взаимосвязей, как ведущей тенденции в образовательной отрасли на мировом рынке. Отмечены, как позитивные, так и нуждающиеся в корректировке аспекты взаимного сотрудничества, приемлемые для двусторонних и многосторонних отношений, охватывающих не только практическую реализацию, но и выработку концептуальных позиций в указанной сфере. В статье отмечена выборочная оценка качества образования, позитивные аспекты в разработке и успешной апробации системы тестирования и оценки качества. В ходе анализа рассмотрены некоторые аспекты формирования международного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья, финансово-методическая поддержка донорских институтов, которые активно взаимодействуют в данной области. Представлены факторы, воздействующие на дальнейшую институционализацию реформ, а также принятые Правительством КР Стратегии и другие программные документы, имевшие целью – становление демократического общества с принципами гуманизма, взаимодействия и многообразия культур. В процессе анализа также обосновывается, что сформированная концепция международных отношений в области образования в основе обращена на деидеологизацию и деполитизацию международных образовательных связей, ориентир на взаимовыгодное сотрудничество; финансовую, культурную взаимовыгоды; интеграцию концепции образования зарубежных государств, которые соотносимы со структурой и формой образовательной системы КР.
  2. Макалада дүйнөлүк рынокто билим берүү тармагындагы алдыңкы тенденция катары эл аралык билим берүү мамилелеринин тутуму талдоого алынган. Эки тараптуу жана көп тараптуу мамилелер үчүн алгылыктуу, эки тараптуу жана көп тараптуу мамилелер үчүн зарыл болгон оңдоолору белгиленди, алар практикалык ишке ашырууну гана эмес, ошондой эле бул чөйрөдөгү концептуалдык позицияларды иштеп чыгууну да камтыды. Макалада билим берүүнүн сапатын тандап баалоо, тестирлөө жана сапатты баалоо тутумун ийгиликтүү тестирлөө жана өнүктүрүүнүн оң жактары белгиленет. Анализдин жүрүшүндө жакынкы жана алыскы чет өлкөлөр менен эл аралык кызматташтыкты калыптандыруунун айрым аспектилери, ушул жаатта жигердүү иш алып барган донордук институттарды каржылык жана методикалык жактан камсыз кылуу каралды. Реформаларды андан ары институтташтырууга таасир эткен факторлор, ошондой эле гуманизм, өз ара аракеттенүү жана маданий ар түрдүүлүк принциптери менен демократиялык коомду түзүү максатында Кыргыз Республикасынын Өкмөтү тарабынан кабыл алынган Стратегиялар жана башка программалык документтер келтирилген. Талдоо процессинде, билим берүү чөйрөсүндөгү эл аралык мамилелердин калыптанган концепциясы эл аралык билим берүү байланыштарын деидеологизациялоого жана деполитизациялоого, өз ара пайдалуу кызматташуу боюнча көрсөтмөгө негизделгендиги тастыкталды; каржылык, маданий өз ара пайда; Кыргыз Республикасынын билим берүү тутумунун түзүмү жана формасы менен байланышкан чет өлкөлөрдүн билим берүү концепциясын интеграциялоо.
  3. The article analyzes the system of international educational relationships as a leading trend in the educational sector in the world market. Both positive and needing adjustment aspects of mutual cooperation were noted, acceptable for bilateral and multilateral relations, covering not only practical implementation, but also the development of conceptual positions in this area. The article notes a selective assessment of the quality of education, positive aspects in the development and successful testing of a testing and quality assessment system. During the analysis, some aspects of the formation of international cooperation with the countries of near and far abroad, financial and methodological support of donor institutions that actively interact in this area are examined. The factors influencing the further institutionalization of reforms are presented, as well as the Strategies and other program documents adopted by the Government of the Kyrgyz Republic with the goal of establishing a democratic society with the principles of humanism, interacttion and cultural diversity. In the process of analysis, it is also substantiated that the formed concept of international relations in the field of education is based on deideologization and depoliticization of international educational ties, a guideline on mutually beneficial cooperation; financial, cultural mutual benefits; integration of the concept of education of foreign countries, which are correlated with the structure and form of the educational system of the Kyrgyz Republic.
Ключевые слова
  1. Конституция, концепция, международные связи, система, образование, интеграция, взаимодействие, межобразовательные контакты.
  2. Конституция, концепция, эл аралык байланыштар, тутум, билим берүү, интеграция, өз ара аракеттенүү, дарыны пайда болуучу байланыштар.
  3. Constitution, concept, international relations, system, education, integration, interaction, inter-educational contacts.
Сведения об авторах
  1. Мурзалиев М.А., Жалал-Абадский государственный университет, г.Жалал-Абад, Кыргызская Республика, соискатель.
  2. Мурзалиев М.А., Жалал-Абад мамлекеттик университети, Жалал-Абад шаары, Кыргыз Республикасы, изденүүчү.
  3. M. Murzaliev, Zhalal-Abad state University, ZhalalAbad, Kyrgyz Republic, applicant.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Мурзалиев М.А. КЫРГЫЗСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2020. №. 4. C. 289-293