Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Койлубаева Б.К.
  2. Койлубаева Б.К.
  3. B.K. Koylubaeva
Название
  1. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КЫРГЫЗСТАНА КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  2. КЫРГЫЗСТАНДЫН ЖОЖДОРУНДА СТУДЕНТТЕРДИН ГЕНДЕРДИК-РОЛДУК МАДАНИЯТЫН ѲНҮКТҮРҮҮ ИЛИМИЙ-ПЕДАГОГИКАЛЫК ПРОБЛЕМА КАТАРЫ
  3. THE CONSTRUCTION OF GENDER ROLE OF STUDENTS AT UNIVERSITIES IN KYRGYZSTAN AS THE SCIENTIFIC EDUCATIONAL PROBLEM
Аннотация
  1. В предложенной статье раскрыты теоретико-ме-то¬дологические основы и ключевые понятия развития ген-дер¬но-ролевой культуры студентов вузов. Вместе с тем ста¬виться актуальные задачи совершенствования этой работы в этнопедагогическом аспекте. Подчер¬кива¬ется огромное значение культуры, сущности под¬ходов, ценнос-тей, взглядов и форм поведения, пере¬даваемых из поколения в поколение с помощью языка или других средств комму¬ни¬кации в формировании гендерного поведения. В статье го¬во¬рится о влиянии гендерной культуры на мужчин и жен¬щин и их значении в обществе, то, что данный термин обоз¬начает не природные, а социокуль¬турные различия между полами. В статье показано, что, опираясь на иссле¬д¬¬ования известных кыргызских ученых, были проанализи¬ро¬ваны с этнопеда-гогической стороны достой¬ные подра¬жа¬ния качества Манаса и Каныкей как идеальные модели мужчины и женщины в кыргызском обществе.
  2. Сунушталган макалада жогорку окуу жайлардын сту¬денттеринин гендердик ролдук маданиятын ѳнүктү-рүү¬нүн теориялык-методологиялык негиздери, түйүндүү тү¬шүнүктөрү ачыкталып чечмеленген. Ошону менен бир-дик¬те бул ишти этнопедагогикалык өӊүттө өркүндө¬түү актуалдуу маселе катары коюлат. Маданияттын муундан муунга тилдин же коммуникациянын башка каражатта¬ры¬нын жардамы менен өткөрүлүп берилген мамилелери, баа¬луулуктары, көз караштары жана жүрүм-турум фор¬ма¬ларынын маңызы гендердик жүрүм турумдарды калып¬тан¬дырууда зор мааниге ээ экендиги белгиленет. Гендер¬дик маданияттын эркектер менен аялдарга болгон тааси¬ри жана алардын коомдогу ролдору жана бул термин жы¬ныс¬тардын ортосундагы табигый эмес, социомаданий се¬беп¬терди белгиленери айтылат. Кыргыз коомундагы аял жана эркектин идеал-дык модели катары Манас жана Каныкейдин өрнөктүү сапаттарын кыргыздын белгилүү или쬬поздорунун изил-дөө¬лөрүнө таянып, этнопедагоги¬ка¬лык жактан талдоо-го алынгандыгы макалада көрсөтү¬лөт.
  3. The given article reveals the theoretical and methodolo¬gi-cal foundations and key concepts for the construction of the gender-role culture of university students. Along with the urgent tasks of sustaining the work in the ethno-pedagogical field are set. The culture with the help of various means has been transmitted from generation to generation, the cross-cultural communication relationship, values, and the root of different views and be-ha¬vior are becoming the key concept of serving to sustain gender behavior. The article reveals the influence of gender culture on men and women and their roles in the community, and the term itself doesn’t highlight the natural difference between men and women, but it causes the socio-cultural activities. The discussion and case study of the work of famous Kyrgyz scholars on the exemplary qualities of ethnic models Manas and Kanykei are also regarded in this article.
Ключевые слова
  1. гендер, ролевая культура, сту¬дент, социализация, национальные ценности, девиа¬ция, поведе¬ние, концепция, гендерный стереотип.
  2. гендер, ролдук маданият, студент, социалдаштыруу, улуттук баалуулук, девиация, жүрүм-ту¬рум, концепция, гендердик стереотип.
  3. gender, role-playing culture, student, socia¬li¬za¬tion, ethnic values, deviation, behavior, conception, gender stereotype.
Сведения об авторах
  1. Койлубаева Бурулча Кожоновна, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, старший преподаватель.
  2. Койлубаева Бурулча Кожоновна, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, ага окутуучу.
  3. Burulcha Koylubaeva, Osh State University, Osh, The Kyrgyz Republic, a senior lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Койлубаева Б.К. РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КЫРГЫЗСТАНА КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. №. 10. C. 209-213