Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Саякбаева А.А., Есеналиева Б.Б.
  2. Саякбаева А.А., Есеналиева Б.Б.
  3. A.A. Sayakbaeva, B.B. Esenalieva
Название
  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
  2. КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН БАШТАЛГЫЧ КЕСИПТИК-ТЕХНИКАЛЫК БИЛИМ БЕРҮҮНҮН БҮГҮНКҮ АБАЛЫ ЖАНА ОШОНДОЙ ЭЛЕ КАРЖЫЛОО ИШ АРАКЕТТЕРИНИН ТЕНДЕНЦИЯСЫ
  3. CURRENT STATUS AND TRENDS FINANCING OF PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Аннотация
  1. В данной статье рассмотрены современные тен¬ден¬ции начального профессионального образования в кон¬¬¬¬¬тексте реформирования системы образования и ак¬туаль¬¬нос¬ти данного направления согласно новым потребностям рынка труда и современно обществе в квалифицированных кадрах низшего звена. В настоящее время государство поддержива¬ет начальное профес¬сио¬наль-ное образование посредством, финансирова-ния (полного или частичного) го¬сударственных образо¬ва¬тельных организа¬ций началь¬но¬го профессионального образования за счет средств госу¬дар¬¬ственного бюд¬же¬та и расширения доступа граждан к начальному про¬фес¬сиональному образованию. Начальное про¬фессио¬наль¬ное образование представляет собой под¬го¬тов¬ку, повышение квалификации и переподготовку работ-ни¬ков квалифицированного труда (рабочих, служащих) по ос¬нов¬ным направлениям общественно-полезной дея¬тель¬¬нос¬ти на базе основного или общего среднего об¬ра¬зо¬вания. В резюмирующей части данной статьи от¬ме¬чено, что в целом наметилась позитивная тенденция в системе начального профессионального образования, и современное общество, в частности подрастающее по¬ко¬ление, пони¬ма¬ет востребованность на рынке тру¬да лиц, имеющих навыки начального профессионального образования.
  2. Бул макалада башталгыч кесиптик-техникалык пе𬬬со¬налдын эмгек рыногунун жана азыркы коомдун жаңы муктаждыктарына ылайык, бул багытта билим берүү сис¬темасын жана актуалдуулугун кайра шар¬тын¬да ке¬сип¬тик-техникалык билим берүү боюнча учур¬дагы көй¬гөй¬лө¬рүн изилдейт. Азыркы учурда, мам¬ле¬кет¬тик башталгыч кесиптик-техникалык бюджет¬тин жана жарандардын жеткиликтүүлүгүн жакшыр¬туу эсе¬бинен башталгыч ке¬сип¬тик-техникалык билим берүү боюнча каржылоону мам¬лекет тарабынан кол¬доо¬го алы¬нуу механизимдери ка¬ра¬лып жаткан учур. Баш-тал¬гыч кесиптик билим берүү окуу, окуу жана таж-рый¬ба¬луу кызматкерлерди кайра да¬яр¬¬доо (жу¬муш-чуларды, кыз¬маткерлерди) негизги же жал¬пы орто билим берүү базасында багыттары болуп са¬на¬лат. Макалада көр¬сө¬түл¬гөн ойду жыйынтыктап, ал баш¬тап¬кы кесиптик-техникалык билим берүү жана за¬ман¬бап коом жалпы оң көрүнүш деп белгиледи, айрыкча өсүп келе жаткан муун¬дун, баштапкы кесиптик билим берүү көн¬дүм¬дөрүн адамдардын эмгек рыногундагы суроо-талапты түшү¬нөт.
  3. This article examines the current trends in primary vocational education in the context of reforming the edu¬ca¬tion system and the relevance of this area according to the new needs of the labor market and modern society in quali¬fied lower-level personnel. Currently, the state supports primary vocational education through financing state edu¬ca¬tional organizations of primary vocational education at the expense of the state budget and expanding citizens' access to primary vocational education. In the summarizing part of this article, it was noted that, in general, there has been a positive trend in the system of primary vocational education, and modern society, in particular the younger generation, understands the relevance in the labor market of people with the skills of primary voca¬tio¬nal education.
Ключевые слова
  1. образование, Болонский процесс, ка¬чество образования, профессиональное образование, пе¬ре-подготовка кадров, кадры, образовательные стан-дар¬¬ты, лицеи, финансирование, занятость, рынок тру¬да.
  2. билим берүү, Болон процесси, би¬ли쬬¬дин сапаты, кесиптик билим берүү, кадрларды кай¬ра даярдоо, билим бе¬рүү стандарттары, лицейлер, кар¬жы¬лоо, ишке ор¬ноштуруу, эмгек рыногу.
  3. : education, Bologna process, quality of edu¬ca¬tion, professional education, retraining, personnel, educa¬tio-nal standards, lyceums, financing, employment, labor mar¬ket.
Сведения об авторах
  1. Саякбаева А.А., Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, доктор экономических наук, профессор. Есеналиева Б.Б., Кыргызский национальный университет имени Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат экономических наук, доцент.
  2. Саякбаева А.А., Ж.Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин доктору, профессор. Есеналиева Б.Б., Ж.Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, экономика илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. A.A. Sayakbaeva, Kyrgyz national university by name of Zh.Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, doctor of economic sciences, professor. B.B. Esenalieva, Kyrgyz national university by name of Zh.Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of economic sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • None
  • Версия для цитирования
  • Саякбаева А.А., Есеналиева Б.Б. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. №. 9. C. 59-64