Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Медетов А.С.
  2. Медетов А.С.
  3. A. Medetov
Название
  1. ПРОБЛЕМЫ ПРОЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
  2. КЕНЖЕ БАЛДАРГА АРНАЛГАН ПРОЗАНЫН МАСЕЛЕЛЕРИ
  3. PROBLEMS OF PROSE FOR YOUNG CHILDREN
Аннотация
  1. Самооценка, набирающая рост в младшем подростковом возрасте и еще не привычное ощущение самопознания, выводят ребенка к следующему этапу – к юности, с старшему подростковому возрасту. Качества самооценки и самопознания юного подростка и юноши сходны, близки и поначалу не отличаются друг от друга. Однако становится яснее мотивация подростка к выполнению социальной задачи. Дети начинают сравнивать себя с равными по возрасту персонажами, о которых они читали в книгах. Следовательно, ребенок переходит непосредственно в отроческом возрасте к самовоспитанию, что формирует его программу, и в этом плане значение художественных произведений очень важно, ведь герои книг кажутся более умными, чем он сам, он ставит их рядом с собой, сравнивает, а потом дает свою оценку. Ребенок рождается «без зеркала в руке», поэтому можно сказать, что здесь уместно образное определение К. Маркса о том, что он «сначала выглядит как отражение в чужом зеркале». Это связано с тем, что самооценка подростка по сравнению с героями книг то повышается, то понижается, она не стабильна. Эти и другие принципиальные вопросы поднимаются в настоящей статье.
  2. Кенже өспүрүм курактагы оожалып келаткан өзү-өзү баалоо жана өзүн-өзү таануу сезимдеринин али каныга элек учуру баланы дагы бир кезектеги баскычка-алоолонуп өрт каптап турган кырчын өмүргө-өспүрүм куракка алып чыгат. Кенже өспүрүм менен өспүрүмдүн өзүнө-өзү баа берүү жана өзүнөзү таануу сапаттары окшош, жакын келет, адегенде алар бири-биринен айырмалана бербейт. Бирок өспүрүм бала коомдук тапшырманы аткарууга болгон мотиви жактан ачык дааналана баштайт. Өзүн-өзү теңдүү балдарга китептен окуган каарман курбуларына салыштыруусу күчөй баштай турганын текшерип көрөт. Демек бала өспүрүм курагынан өзүн-өзү тарбиялоого тикеден тике өтөт, анын программасын түзөт бул багытта көркөм чыгарманын мааниси зор, анткени китептин каарманы окурман баланын өзүнө караганда, бир кыйла акылдуу байкалат, ага өзүн жанаштырып көрүп, салыштырып, андан кийин өзүнө болгон баасын берет. Бала «колунда күзгүсү жөк» төрөлөт ошондон улам ал өзүнө өзү «адегенде башка бирөөнүн күзгүсүнөн чагылгансып көрүнөт» деген К. Маркстын образдуу аныктамасы бу жерде ылайыктуу келип турат десе болот. Себеби өспүрүм баланын китептеги каарманга салыштырмалуу өзүнө берген баасы кээде ашып кетсе, кээде кемип кала берет, туруктуу боло бербейт, ушундай уңгулуу маселелер макалада козголгон.
  3. Self-esteem, gaining growth in early adolescence and not yet familiar feeling of self-knowledge, lead the child to the next stage - to adolescence, from older adolescence. The qualities of self-esteem and self-knowledge of a young teenager and a young man are similar, close and at first do not differ from each other. However, the adolescent's motivation to perform a social task becomes clearer. Children begin to compare themselves to age-matched characters they read about in books. Consequently, the child goes directly in adolescence to self-education, which forms his program, and in this regard, the value of works of art is very important, because the heroes of the books seem smarter than himself, he puts them next to him, compares, and then gives his assessment. A child is born «without a mirror in his hand», so we can say that the figurative definition of K. Marx that he «first looks like a reflection in someone else’s mirror» is appropriate here. This is due to the fact that the self-esteem of a teenager in comparison with the heroes of books either rises or falls, it is not stable. These and other fundamental questions are raised in this article.
Ключевые слова
  1. книга, разум, школа, общество, картина, игрушка, воображение, представление, человек, нравы.
  2. китеп, акыл-эс, мектеп, коом, сүрөт, оюнчук, ой чабыт, элес, адам, адеп.
  3. book, mind, school, society, painting, toy, imagination, representation, man, morals.
Сведения об авторах
  1. Медетов Аскар Советович, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат филологических наук.
  2. Медетов Аскар Советович, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, филология илимдеринин кандидаты.
  3. Askar Medetov, Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of philological sciences.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2023.45.557
  • Версия для цитирования
  • Медетов А.С. ПРОБЛЕМЫ ПРОЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2023. №. 3. C. 280-284