Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Закиров У.А.
  2. Закиров У.А.
  3. U. Zakirov
Название
  1. ФИЛОСОФСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  2. ФРАНЦИЯ ИСКУССТВОСУ ЖАНА КӨРКӨМ МАДАНИЯТЫНЫН ФИЛОСОФИЯЛЫК КУБУЛУШТАРЫ
  3. PHILOSOPHICAL PHENOMENA OF FRENCH ART AND ARTISTIC CULTURE
Аннотация
  1. Философия французского искусства и художественной культуры основана на деизме – философском направлении, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий. Деизм отвергал идеи личного бога и пантеизма – отождествления бога с природой. Французская философия развивалась под влиянием идей о необходимости изменения существующего общества, его нравов, политики и быта путем распространения идеи добра, справедливости и научных знаний. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Франция подарила миру много ярких оригинальных художников. И это не только импрессионисты, которые поколебали многовековые традиции. Страна соседствует с колыбелью живописи - прекрасной Италией. Поэтому неудивительно, что Ренессанс оказал большое влияние на творческих людей. Но национальная оригинальная школа не сформировалась; Франция не может похвастаться мастерами, превосходящими по таланту знаменитых Леонардо да Винчи или Караваджо. Уроженцы этой солнечной страны внесли свой вклад в мировое искусство в другое время. Специфика различных областей художественной культуры определила те или иные особенности эволюции этого стиля в драме, поэзии, в архитектуре и изобразительных искусствах, но при всех этих отличиях принципы французского классицизма обладают определенным единством. В условиях абсолютистского строя с особой остротой должна была обнаружиться зависимость человека от общественных установлений, от государственной регламентации и сословных барьеров. В литературе, в которой идейная программа классицизма нашла свое наиболее полное выражение, главенствующей становится тема гражданского долга, победы общественного начала над началом личным. Несовершенству действительности классицизм противопоставляет идеалы разумности и суровой дисциплины личности, с помощью которых должны преодолеваться противоречия реального бытия. Характерный для драматургии классицизма конфликт разума и чувства, страсти и долга нес в себе отражение свойственного данной эпохе противоречия между человеком и окружающим его миром. Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и республиканском Риме, так же как олицетворением эстетических норм для них было античное искусство. Архитектура, по самому своему характеру в наибольшей степени связанная с практическими интересами общества, оказалась в наиболее сильной зависимости от абсолютизма. Только в условиях мощной централизованной монархии было возможно в то время создание огромных, выполненных по единому плану городских и дворцовых ансамблей, призванных воплотить идею могущества абсолютного монарха.
  2. Француз искусствосунун жана көркөм маданиятынын философиясы деизмге – философиялык багытка негизделген, ага ылайык Кудай дүйнөнү жаратып, анын окуяларынын табигый жүрүшүнө кийлигишпейт. Деизм жеке кудайдын идеяларын жана пантеизмди – Кудайды табият менен идентификациялоону четке каккан. Француз философиясы жашап жаткан коомду, анын үрп-адатын, саясатын жана жашоо образын өзгөртүү зарылчылыгы жөнүндөгү идеялардын таасири астында өнүккөн. жакшылык, адилеттүүлүк жана илимий билим идеясын жайылтуу менен. Эл агартуучулар сабатсыздыкты, караңгылыкты, диний фанатизмди адамзаттын кырсыктарынын себеби деп эсептеп, феодалдык-абсолютисттик режимге каршы, саясий эркиндик, жарандык теңдик үчүн. Франция дүйнөгө көптөгөн жаркын оригиналдуу сүрөтчүлөрдү тартуулады. Ал эми кылымдардан бери келе жаткан салттарды солкулдаткан импрессионисттер гана эмес. Өлкө живопистин бешиги - кооз Италия менен чектеш. Демек, кайра жаралуу доору чыгармачыл адамдарга чоң таасир тийгизгени таң калыштуу эмес. Бирок улуттук оригиналдуу мектеп калыптанган эмес; Франция атактуу Леонардо да Винчи же Караваджонун талантынан ашкан чеберлери менен мактана албайт. Бул күнөстүү өлкөнүн тургундары башка мезгилде дүйнөлүк искусствого салым кошкон. Көркөм маданияттын ар түрдүү тармактарынын өзгөчөлүгү драматургияда, поэзияда, архитектурада жана көркөм сүрөт искусствосунда бул стилдин эволюциясынын айрым өзгөчөлүктөрүн аныктады, бирок бул айырмачылыктардын бардыгы менен француз классицизминин принциптери белгилүү бир биримдикке ээ. Абсолютисттик системанын шартында адамдын коомдук институттарга, мамлекеттик жөнгө салууга жана таптык тоскоолдуктарга көз карандылыгы өзгөчө курч түрдө ачылууга тийиш эле. Классицизмдин идеялык программасы өзүнүн толук көрүнүшүн тапкан адабиятта граждандык парз темасы, жеке принципти коомдук принциптин жеңиши басымдуулук кылат. Классицизм реалдуулуктун жеткилеңсиздигине акыл-эстүүлүк идеалдары жана инсандын катаал дисциплинасы менен каршы чыгат, анын жардамы менен реалдуу турмуштун карама-каршылыктарын жоюу керек. Классицизм драматургиясына мүнөздүү болгон акыл менен сезимдин, кумар менен милдеттин конфликти адам менен аны курчап турган дүйнөнүн ортосундагы бул доорго мүнөздүү карама-каршылыкты чагылдырган. Классицизмдин өкүлдөрү өздөрүнүн коомдук идеалдарынын ишке ашырылышын Байыркы Грециядан жана Республикалык Римден тапкан, ошондой эле байыркы искусство алар үчүн эстетикалык нормалардын персонификациясы болгон. Архитектура өзүнүн табияты боюнча коомдун практикалык кызыкчылыктары менен эң көп байланышкан, абсолютизмге эң күчтүү көз карандылыкта болгон. Күчтүү борборлоштурулган монархиянын шарттарында гана ошол убакта абсолюттук монархтын бийлиги идеясын камтыган бирдиктүү план боюнча жасалган чоң шаар жана сарай ансамблдерин түзүү мүмкүн болгон.
  3. The philosophy of French art and artistic culture is based on deism - a philosophical direction, according to which God, having created the world, does not interfere in the natural course of its events. Deism rejected the ideas of a personal god and pantheism - the identification of God with nature. French philosophy developed under the influence of ideas about the need to change the existing society, its customs, politics and way of life. by spreading the idea of goodness, justice and scientific knowledge. Enlighteners considered ignorance, obscurantism, religious fanaticism to be the causes of human disasters, opposed the feudal-absolutist regime, for political freedom, civil equality. France has given the world many bright original artists. And it is not only the Impressionists who shook the centuries-old traditions. The country is adjacent to the cradle of painting - beautiful Italy. Therefore, it is not surprising that the Renaissance had a great influence on creative people. But the national original school was not formed; France cannot boast of masters surpassing the talent of the famous Leonardo da Vinci or Caravaggio. The natives of this sunny country have contributed to world art at a different time. The specificity of various areas of artistic culture determined certain features of the evolution of this style in drama, poetry, architecture and the visual arts, but with all these differences, the principles of French classicism have a certain unity. Under the conditions of the absolutist system, the dependence of a person on social institutions, on state regulation and class barriers should have been revealed with particular acuteness. In literature, in which the ideological program of classicism found its most complete expression, the theme of civic duty, the victory of the social principle over the personal principle, becomes dominant. Classicism opposes the imperfection of reality with the ideals of rationality and severe discipline of the individual, with the help of which the contradictions of real life must be overcome. The conflict of reason and feeling, passion and duty, characteristic of the dramaturgy of classicism, reflected the contradiction inherent in this era between a person and the world around him. Representatives of classicism found the embodiment of their social ideals in Ancient Greece and Republican Rome, just as ancient art was the personification of aesthetic norms for them. Architecture, by its very nature most connected with the practical interests of society, found itself in the strongest dependence on absolutism. Only under the conditions of a powerful centralized monarchy was it possible at that time to create huge urban and palace ensembles made according to a single plan, designed to embody the idea of the power of an absolute monarch.
Ключевые слова
  1. французское искусство, философия, художественная культура, изобразительное искусство, стиль, живопись, архитектура, скульптура, деизм, классицизм.
  2. француз искусствосу, философия, көркөм маданият, көркөм искусство, стиль, живопись, архитектура, скульптура, деизм, классицизм.
  3. French philosophy of art, artistic culture, fine arts, style, painting, architecture, sculpture, deism, classicism.
Сведения об авторах
  1. Закиров Улубек Анарбаевич, Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат философских наук, и.о доцента.
  2. Закиров Улубек Анарбаевич, И.Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, философия илимдеринин кандидаты, доценттин м.а.
  3. Ulubek Zakirov, Kyrgyz State University named after I.Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of philosophical sciences, acting associate professor
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2022.45.557
  • Версия для цитирования
  • Закиров У.А. ФИЛОСОФСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2023. №. 1. C. 192-196