Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Сейдакматова Э.О.
  2. Сейдакматова Э.О.
  3. E. Seidakmatova
Название
  1. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВДЕ И ЧЕСТНОСТИ
  2. МЕКТЕПКЕ ЧЕЙИНКИ БАЛДАРДЫ ЧЫНДЫККА ЖАНА ЧЫНЧЫЛДЫККА ҮЙРӨТҮҮ
  3. TEACHING PRESCHOOL CHILDREN TRUTH AND HONESTY
Аннотация
  1. В данной статье рассматривается, как научить дошкольников быть честными. Честность должна формироваться с раннего возраста. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых и детей должны способствовать их честности и воспитанию. Быть честным – значит открыто выражать свои мысли и желания, действовать в соответствии с ними, не бояться наказания, даже если чувствуешь себя совершенным и виноватым, и подчиняться совершенным поступкам. Известный психолог Лоуренс Шапиро, изучавший детский тайный язык, указывает на ряд сигналов, которые показывают, что собеседник является отъявленным лжецом: - смотрит в другую сторону, старается не смотреть в глаза - часто прикасается к лицу: трет глаза, подбородок, нос, тянет за ушную раковину, почесывает шею; - движения ограничены и неестественны; - пытается уйти и поворачивает голову в сторону двери или окна. Почему дети лгут? Ложь часто является принудительным действием в ответ на плохое поведение взрослых: - страх наказания за преступление; - обвинение другого ребенка; - желание получить недостойную награду. Если ребенок честно признается, что украл игрушку у своего сверстника и наказывается учителем за то, что она ему очень нужна, то воздействие воспринимается им как несправедливое и приводит ко лжи. Надо отличать ложь от детской мечты. Ребенок мечтает и иногда выражает неисполненные желания в жизни. Поэтому он часто мечтает без малейшего обмана: легко выдумывает истории, в которых является главным героем; Он рассказывает истории, которые кажутся смелыми и умными, находчивыми.
  2. Бул макалада мектепке чейинки балдарды чынчылдыкка тарбиялоо камтылган. Чынчылдык, жаштайынан калыптаныш керек. Бала бакчанын жана үй-бүлөнүн бүтүндөй чөйрөсү, чоңдор менен балдардын ортосундагы мамиленин мүнөзү аларды чынчылдыкка, тарбиялоого салым кошуусу керек. Чынчыл болуу – өз оюн, каалоосун ачык айтуу, ага ылайык амал кылуу, кемчиликсиз жана күнөөлүү сезилсе да жазадан коркпоо, кемчиликсиз ишке моюн сунуу дегенди билдирет. Атактуу психолог Лоуренс Шапиро, балдардын жашыруун тилин изилдеген, маектешинин ачык калп экенин көрсөткөн бир нече сигналдарды белгилейт: - башка жакты карайт, көздү карабаганга аракет кылат – колун бетине тез-тез тийгизет: көздөрүн, ээгин, мурдун ушалап, кулагынын чөйчөгүн тартат, мойнун чийет; - кыймылдар чектелүү жана табигый эмес; - алыстап кетүүгө аракет кылып, башын эшикти же терезени көздөй бурат. Балдардын калп айтуусунун себеби эмнеде? Калптын көрүнүшү көбүнчө чоңдордун туура эмес иш-аракеттерине жооп катары мажбурланган иш-аракет болуп саналат: - бир иш үчүн жазадан коркуу; - күнөөнү башка балага жүктөө; - татыксыз сыйлык алуу каалоосу. Эгерде бала чынчылдык менен өзүнүн теңтушунун оюнчугун алып койгонун мойнуна алып, ага чындап муктаж болгондуктан, ага жооп катары мугалим аны жазалаган болсо, анда мындай таасир ал тарабынан адилетсиздик катары кабыл алынып, аны калп айтууга түртөт. Бала кыялданган учурлардан жалганды айырмалоо керек. Бала кыялданып, кээде жашоодо ага жетпеген каалоолорун айтат. Ошон үчүн ал көп учурда кымындай да алдоо ниети жок эле кыялданат: өзү башкы каарман болгон окуяларды оңой эле ойлоп табат; Ал кайраттуу жана акылдуу, тапкыч жана эпчил көрүнгөн окуялар жөнүндө айтып берет.
  3. This article discusses how to teach preschoolers to be honest. Honesty should be formed from an early age. The whole environment of the kindergarten and the family, the nature of the relationship between adults and children should contribute to their honesty and upbringing. To be honest means to express one's thoughts and desires openly, to act in accordance with them, not to be afraid of punishment even if one feels perfect and guilty, and to submit to perfect deeds. Well-known psychologist Lawrence Shapiro, who studied children's secret language, points out a number of signals that show that the interlocutor is a blatant liar: - looks the other way, tries not to look into the eyes - often touches the face: rubs the eyes, chin, nose, pulls the ear cup, scratches the neck; - movements are limited and unnatural; - tries to get away and turns his head towards the door or window. Why do children lie? Lying is often a coercive action in response to adult misbehavior: - fear of punishment for a crime; - blaming another child; - desire to receive an unworthy reward. If a child honestly admits that he has stolen a toy from his peer and is punished by the teacher because he really needs it, then the influence is perceived by him as unjust and leads him to lie. It is necessary to distinguish a lie from a child's dream. The child dreams and sometimes expresses unfulfilled desires in life. Therefore, he often dreams without the slightest deception: he easily invents the stories in which he is the protagonist; He tells stories that seem courageous and intelligent, resourceful and resourceful.
Ключевые слова
  1. честность, поведение, воспитание, ценности, добросовестность, мечтательный, недостойный.
  2. чынчылдык, журум-турум, тарбия, баалуулук, ак-ниеттүүлүк, кыялдануу, адилетсиздик, татыксыз.
  3. honesty, behavior, upbringing, values, conscientiousness, dreamy, unworthy.
Сведения об авторах
  1. Сейдакматова Элмира Орозбековна, Ошский государственный педагогический университет, г.Ош, Кыргызская Республика, преподаватель.
  2. Сейдакматова Элмира Орозбековна, Ош мамлекеттик педагогикалык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. Elmira Seidakmatova, Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyz Republic, lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Сейдакматова Э.О. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВДЕ И ЧЕСТНОСТИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2022. №. 4. C. 224-228