Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Турсалиева Г.Ж.
  2. Турсалиева Г.Ж.
  3. G. Tursalieva
Название
  1. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ДИСПРОПОРЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
  2. КЫРГЫЗСТАНДЫН ЖОГОРКУ БИЛИМ БЕРҮҮ СИСТЕМАСЫНДАГЫ ГЕНДЕРДИК ДИСПРОПОРЦИЯ КӨЙГӨЙЛӨРҮ
  3. PROBLEMS OF GENDER DISPARITY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF KYRGYZSTAN
Аннотация
  1. В статье внимание уделено гендерным аспектам в системе высшего образования Кыргызстана. Такие направления как «гендерная профессиональная сегрегация» и «гендерная диспропорция» смогут затронуть разнообразные гендерные проблемы в названной системе. Исследуются последствия гендерной диспропорции в образовании для женщин и мужчин, а также современные трансформации в постсоветском Кыргызстане, которые порождают новые формы отношений между мужчинами и женщинами в сфере профессии. На протяжении десятилетий суверенности женщины остаются основным источником изменений в обществе. Их массовый выход на рынок труда и в общественную жизнь служили главной причиной преобразования общественных структур и отношений. В центре внимания исследования находятся гендерные аспекты проблем в системе высшего образования, обусловленных изменениями в общественной и частной жизни страны, которые произошли после приобретения суверенности страной. Проведен гендерный анализ новых вызовов и рисков в сфере высшего образования, с которыми сталкивается система высшего образования Кыргызстана.
  2. Макалада Кыргызстандагы жогорку билим берүү тутумундагы гендердик аспектилерге басым жасалган. Аталган системада «гендердик кесиптик сегрегация» жана «гендердик диспропорция» сыяктуу багыттар ар кандай гендердик көйгөйлөрдү козгой алат. Макалада аялдар жана эркектер үчүн билим берүүдөгү гендердик диспропорциянын кесепеттери, ошондой эле постсоветтик Кыргызстандагы кесиптик жаатта аялдар менен эркектердин мамилелеринин жаңы түрлөрүн пайда кылган заманбап кайра түзүүлөр жөнүндө сөз болот. Эгемендүүлүктүн ондогон жылдары бою аялдар коомдогу өзгөрүүлөрдүн негизги булагы бойдон кала берүүдө. Алардын эмгек рыногуна жана коомдук турмушка массалык түрдө кириши коомдук түзүмдөрдүн жана мамилелердин өзгөрүшүнүн негизги себеби катары кызмат кылган. Кыргызстандын жогорку билим берүү системасы туш болгон жогорку билим берүү жаатындагы жаңы чакырыктарга жана тобокелдиктерге гендердик анализ жүргүзүлдү.
  3. The article focuses on gender aspects in the higher education system of Kyrgyzstan. Such areas as» gender occupational segregation «and» gender disparity « will be able to address a variety of gender issues in this system. The article examines the consequences of gender disparity in education for women and men, as well as modern transformations in post-Soviet Kyrgyzstan, which give rise to new forms of relations between men and women in the field of profession. Women have been the main source of change in society over the course of sovereign decades. Their mass entry into the labor market and into public life was the main reason for the transformation of social structures and relations. The study focuses on the gender aspects of the problems caused by the changes in the public and private life of the country that occurred after the acquisition of sovereignty by the country. A gender analysis is undertaken of the new challenges and risks in the field of higher education faced by the higher education system of Kyrgyzstan.
Ключевые слова
  1. высшее образование, равный доступ, всеобщее равенство, гендерная сегрегация, гендерная диспропорция.
  2. жогорку билим, бирдей мүмкүнчүлүк, жалпы теңчилик, гендердик сегрегация, гендердик дисбаланс
  3. higher education, equal access, universal equality, gender segregation, gender disparity.
Сведения об авторах
  1. Турсалиева Гуля Жакыпбековна, Таласский государственный университет, г.Талас, Кыргызская Республика, кандидат социологических наук, доцент.
  2. Турсалиева Гуля Жакыпбековна, Талас мамлекеттик университети, Талас ш., Кыргыз Республикасы, социология илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Gulia Tursalieva, Talas State University, Talas, Kyrgyz Republic, candidate of sociological sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Турсалиева Г.Ж. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ ДИСПРОПОРЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСТАНА. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2021. №. 4. C. 57-60