Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Мадраимова Н.С.
  2. Мадраимова Н.С.
  3. N.S. Madraimova
Название
  1. ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
  2. МЕКТЕП ЖАНА ҮЙ-БҮЛӨНҮН ЭТНОСОЦИОМАДАНИЙ БИЛИМ БЕРҮҮ АСПЕКТИСИНИН ИНТЕГРАЦИЯСЫ
  3. ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL ASPECT OF THE INTEGRATION OF SCHOOL AND FAMILY
Аннотация
  1. В статье автор определяет понятие этносоциальнокультурного образования, обозначает его актуальность в современном социально-гуманитарном знании, уточняет понятие интеграции школы и семьи. Основным институтом первичной социализации личности ребенка является семья, она же транслирует социокультурные нормативы, принятые в обществе. Когнитивные этнические представления формируются в процессе взаимодействия по типу «мы и они» и наиболее отчетливо проявляются в поликультурной среде. Так происходит формирование образа собственной этнической культуры и образов культуры других этносов в контексте культуры отношений, что позволяет обозначить данный процесс как этносоциокультурное образование. Вопрос о воспитании становится ключевым, поскольку сегодня всем очевидно, что человечество стоит перед выбором: либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофой. Взаимодействие школы и семьи в формате интеграции выходит на уровень корпоративной ответственности за процессы социализации ребенка. Интеграция школы и семьи предполагает демократизацию управления школой, активную роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
  2. Макалада автор этностор аралык билим берүү түшүнүгүн аныктайт, азыркы социалдык-гуманитардык билим берүүнүн актуалдуулугун белгилейт, мектептин жана үй-бүлөнүн интеграциясы түшүнүгүн тактайт. Баланын инсандык социалдашуусунун негизги институту үй-бүлө болот, коомдун кабыл алган социомаданий ченемдерди четке кагышат. Когнитивдик этникалык түшүнүктөр түзүлөт жана өз ара аракеттенүү процессинин тиби боюнча "биз жана алар" эң даана жазылат көп маданияттуу чөйрөдө. Өзүнүн этностук маданияты жана башка этностордун контекстинде маданият мамилелерге мүмкүндүк берет. Билим берүү бул адамзат туш болгон ар бир адам үчүн апачык бир чындык жана бир ачкычы болуп турат: же чын эле коомдун тилектештик жана калыс, ар түрдүүлүктү жана биримдикти, өз ара жана өзүнө таянууга негизинде, же бүт адам системасынын кулашы менен туш болот. Интеграциялоо форматында мектептин жана үйбүлөнүн өз ара аракеттенүүсү баланын социализациалоо процесстери үчүн корпоративдик жоопкерчилик деңгээлине чыгат. Мектептин жана үй-бүлөнүн интеграциясы мектепти башкаруунун демократиялашуусун, балдарды окутуу жана тарбиялоо процессинде жигердүү ата эненин ролу талап кылат.
  3. In the article the author defines the concept of ethno-social and cultural education, denotes its relevance in modern social and humanitarian knowledge, clarifies the concept of integration of school and family. The main institution of primary socialization of the child's personality is the family, it also broadcasts socio-cultural standards adopted in society. Cognitive ethnic representations are formed in the process of interaction of the "we and they" type and are most clearly manifested in a multicultural environment. So there is a formation of the image of their own ethnic culture and culture of other ethnic groups in the context of culture allows identify this process as ethnic, social and cultural education. The issue of education is becoming a key one, because today it is clear to all that humanity is faced with a choice: either to truly create a society based on solidarity and justice, diversity and unity, interdependence and self-reliance, or to face the collapse of the entire human system, accompanied first by regional and then global catastrophe. Interaction between school and family in the format of integration goes to the level of corporate responsibility for the processes of socialization of the child. The integration of school and family involves the democratization of school management, the active role of parents in the education and upbringing of children.
Ключевые слова
  1. этносоциокультурное образование, интеграция школы, интеграция семьи, идентичность человека, социализация, полиэтническая культура.
  2. этносоциалдык маданий билим берүү, мектепти интеграциялоо, үй-бүлөнү интеграциялоо, адамдын иденттүүлүгү, социализация, полиэтникалык маданият.
  3. ethno-socio-cultural education, school integration, family integration, human identity, socialization, multiethnic culture.
Сведения об авторах
  1. Мадраимова Н.С., Ошский гуманитарно-педагогический институт, г.Ош, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, профессор.
  2. Мадраимова Н.С., Ош гуманитардык-педагогикалык институту, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин доктору, профессор.
  3. N. Madraimova, Osh humanitarian pedagogical Institute, Osh, Kyrgyz Republic, сandidate of pedagogical sciences, professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/IVK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Мадраимова Н.С. ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. №. 4. C. 72-74