Новый выпуск

2024, №: 2

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Абдуллаев P.M., Сайдалиев М.Д. Исламов А.
  2. Абдуллаев P.M., Сайдалиев М.Д. Исламов А.
  3. R.M. Abdullaev, M.D. Saydaliev, A. Islamov
Название
  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
  2. ЫЙМАНДУУЛУККА, АДЕП-АХЛАККА, МАДАНИЯТТУУЛУККА ТАРБИЯЛООДО ЭЛДИК ПЕДАГОГИКА КАРАЖАТТАРЫНАН ПАЙДАЛАНУУ
  3. THE USE OF TRADITIONAL PEDAGOGY TO IMPROVE MORAL EDUCATION
Аннотация
  1. В предлагаемой статье рассматриваются ак¬туаль¬-ность и важность использования народной педагогики в вос¬питании нравственности, этики и культуры. Нравст-вен¬ность - религиозное понятие. Верующий человек нрав-ст¬венен. В кыргызском языке снова нравственность пре-терпела семантическое изменения и на сегодняшней день оно означает круг моральных ценностей: уваже¬ние куль-ту¬ра и этика поведения человека, вежливости внутреннее мо¬ральное состояние и характер человека. Этичность – свойства благоприятно развитой личности, который пр謬мерен в поведении, культурен, уважителен, и умею¬щий владеть собой в обществе. Развитие культуры тре¬бо¬вание сегодняшнего дня. Нравственность и этич¬ность очень близкие понятия. Например нравственный и этич¬ный человек безнравственный и неэтичный человек в сво¬ем внутреннем содержании перекликаются и синони¬мич¬ны. Однако у этих двух понятий есть и отличия. Ис¬точ¬ни-ками духовности, как известно являются литература, му¬зыка и культура.
  2. Бул макалада тарбия, айрыкча ыймандуулукка, адеп-ахлакка маданияттулукка тарбиялоодо элдик педагоги¬ка-лык каражаттардан пайдалануу, анын азыркы күндөгү маа¬нилүүлүгү жөнүндө баяндалат. Ыйман диний түшү-нүк. Ыйман келтирген адам момун деп айтылат. Ыйман сөзү кыргыз тилинде семантикалык өзгөрүүгө кабылган ал негизинен моралдык нормалардын топтомун туюндурат. Адеп ызатты, тартиптүү жүрүм-турумдун өзүн алып жүрүүнүн нормасы, сылыктык, ошондой эле адеп-ахлак, кулк мүнөздү түшүндүрөт. Адептүүлүгү-өркүндөгөн, чы¬ны¬гы инсандын касиети. Адептүү-адам-тартиптүү, аде¬би бар, сый-сыпаттуу, өзүн-өзү кармай билген инсан. Ма¬дବният жана маданияттуулукту өстүрүү мезгил талабы. Ыйман менен адеп түшүнүктөрүнүн ички жакындыгы бар. Маселен ыймандуу адам, адептүү адам же ыймансыз адам же адепсиз адам деген сөздөрдүн ички маанисине жакын. Ошону менен бирге эки түшүнүктүн эки айырасы бар. Адамзаттын рухун байыткан адабият, музыка, ма¬да-ният экендиги белгилүү.
  3. In the present article, the relevance, and importance of using popular pedagogy in the education of morality, ethics, and culture. Morality is a religious concept. A believing person is moral. In the Kyrgyz language again, morality has unde¬r¬gone semantic changes and today it means a range of moral values: respect for the culture and ethics of human behavior, courtesy of the inner morale and character of the person. Ethics - the properties of a well-developed personality, which is exemplary in behavior, cultured, respectful, and able to control oneself in society. Culture and developed culture requirements of today. Morality and ethics are very close to con¬cept. For example, a moral and ethical person, an immoral and unethical person, in their inner content, echo and are syno¬ny¬mous. However, these two concepts have differences. The sour¬ces of spirituality are, as you know, literature, music, and culture.
Ключевые слова
  1. воспитание, народная педагогика, знание, учеба, личность, пословицы и поговорки, устное на¬родное творчество, религия, Коран.
  2. тарбия, элдик педагогика, ыйман, адеп-ахлак, маданият, билим, окуу, инсан, Куран, дин, ма¬кал-лакаптар, элдик оозеки чыгармачылык.
  3. education, folk pedagogy, knowledge, edu¬ca¬tion, personality, proverbs, folklore, relegiya, chicken.
Сведения об авторах
  1. Сайдалиев М.Д., Баткенский государственный университет, г. Кызыл-Кия, Кыргызская Республика, преподаватель. Абдуллаев P.M., Баткенский государственный университет, г. Сулюкта, Кыргызская Республика, Сулюктинский региональный институт. Исламов А., Баткенский государственный университет, г. Сулюкта, Кыргызская Республика, Сулюктинский региональный институт.
  2. Сайдалиев М.Д., Баткен мамлекеттик университети, Кызыл-Кыя шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу. Абдуллаев P.M., Баткен мамлекеттик университети, Сүлүктү шаары, Кыргыз Республикасы, Сүлүктү аймактык институту. Исламов А. Баткен мамлекеттик университети, Сүлүктү шаары, Кыргыз Республикасы, Сүлүктү аймактык институту.
  3. M. Saydaliev, Batken state university, Kyzyl-Kiya, Kyrgyz Republic, lecturer. R.M. Abdullaev, Batken state university, Sulukta, Kyrgyz Republic, Sulukta regional institute. A. Islamov, Batken state university, Sulukta, Kyrgyz Republic, Sulukta regional institute.
Полнотекстовая версия
DOI
  • None
  • Версия для цитирования
  • Абдуллаев P.M., Сайдалиев М.Д. Исламов А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЫШЕНИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. №. 5. C. 181-183