Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Кутпидин уулу Э., Торогельдиева К.М., Ажиматова Э.Ж., Алдашукуров Ы.А.
  2. Кутпидин уулу Э., Торогельдиева К.М., Ажиматова Э.Ж., Алдашукуров Ы.А.
  3. Kutpidin uulu E., K. Torogeldieva, E. Azhimatova, Y. Aldashukurov
Название
  1. РОЛЬ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  2. ЛОГИКАЛЫК ОЙ-ЖҮГҮРТҮҮНҮ КАЛЫПТАНДЫРУУДАГЫ ТААНЫП БИЛҮҮЧҮЛҮК МАСЕЛЕЛЕРИНДЕ МАТЕМАТИКАЛЫК МИСАЛДАРДЫ ЧЫГАРУУНУН РОЛУ
  3. THE ROLE OF SOLVING MATHEMATICAL PROBLEMS IN THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF LOGICAL THINKING
Аннотация
  1. В статье изучаются вопросы формирования мышления, определяющего мыслительную деятельность на уроке математики, обеспечивающего создание пространственных образов, выполнение операций над ними в процессе решения различных практических и теоретических задач. Цель работы – определить роль генерации математических примеров в познавательных задачах в формировании логического мышления. Определено, что проблема формирования логических операций у студентов, обучающихся в педагогическом колледже, важные характеристики понятий «умение», «операция», «деятельность», тесно связанные с целенаправленным развитием общеучебных умений, позволяют определить их взаимоотношения, в результате определить уровень сформированности логических операций. Поскольку любая текстовая задача предполагает ряд математических понятий, соотношений и операций, понять их в словесной форме довольно сложно. Следовательно, при правильном выполнении операций мышления, анализа, синтеза, конкретизации, обобщения и абстрагирования и т.д. выполняются логические операции, формирующие логическое мышление в текстовой задаче. Было отмечено, что данную текстовую задачу следует разбить на небольшие части, то есть задачу следует разбить на условия и требования. Доказано, что при решении текстовых задач формируют все уровни необходимой логических операций, студентов обучающихся по специальности учителя начального школьного образования.
  2. Макалада математика сабагынын мейкиндик элестерин жаратууну, ар түрдүү практикалык жана теориялык маселелерди чечүү процессинде алардын үстүнөн амалдарды аткарууну камсыз кылуучу акыл-эс ишмердигин аныктаган – ой жүгүртүүнү калыптандыруу маселелери изилденген. Иштин максаты логикалык ой-жүгүртүүнү калыптандыруудагы таанып билүүчүлүк маселелеринде математикалык мисалдарды чыгаруунун ролун аныктоо. Педагогикалык колледжде окуган студенттерде логикалык операцияларды калыптандыруу маселеси жалпы окуу көндүмдөрүн максаттуу өнүктүрүү маселелери менен тыгыз байланышкан «шык», «операция», «иш-аракет» түшүнүктөрүнүн маанилүү мүнөздөмөлөрү алардын өз ара мамилелерин аныктоо, натыйжада логикалык операциялардын калыптануу деңгээлин аныктоого мүмкүндүк береери аныкталды. Ар кандай тексттүү маселе бир катар математикалык түшүнүктөрдү, катыштарды жана амалдарды камтыгандыктан, аларды оозеки формада түшүнүү бир топ кыйынга турат. Ошондуктан ойломдун амалдарын туура аткаруу менен тексттүү маселеде анализ, синтез, конкреттештирүү, жалпылоо жана абстракциялоо ж.б. логикалык ой жүгүртүүнү калыптандырган логикалык операцияны аткарылган. Берилген тексттүү маселени майда бөлүктөргө ажыратып башкача айтканда маселени шартка жана талапка ажыратуу керек экендигин белгиленди. Башталгыч класстарды окутуу адистигинде окуп жаткан студенттерге тексттүү маселени чыгаруу логикалык операциялардын бардык деңгээлин калыптандыраары далилденди.
  3. The article studies the issues of the formation of thinking, which determines mental activity in a mathematics lesson, ensuring the creation of spatial images, performing operations on them in the process of solving various practical and theoretical problems. The purpose of the work is to determine the role of generating mathematical examples in cognitive tasks in the formation of logical thinking. It has been determined that the problem of the formation of logical operations among students studying at a pedagogical college, the important characteristics of the concepts «skill», «operation», «activity», closely related to the targeted development of general educational skills, make it possible to determine their relationships, as a result, to determine the level of formation of logical operations. Since any word problem involves a number of mathematical concepts, relationships and operations, it is quite difficult to understand them in verbal form. Consequently, with the correct execution of the operations of thinking, analysis, synthesis, concretization, generalization and abstraction, etc., logical operations are performed that form logical thinking in a word problem. It was noted that this text problem should be divided into small parts, that is, the task should be divided into conditions and requirements. It has been proven that when solving word problems, all levels of necessary logical operations are formed by students studying to be teachers of primary school education.
Ключевые слова
  1. математика, анализ, синтез, операция, обобщение, абстракция, мышление, логика, цифровизация.
  2. математика, анализ, синтез, операция, жалпылоо, абстракция, ой жүгүртүү, логика, санарип.
  3. mathematics, analysis, synthesis, operation, generalization, abstraction, thinking, logic, digitalization.
Сведения об авторах
  1. Кутпидин уулу Эгемназар, Ошский государственный университет, г.Ош, КР, аспирант. Торогельдиева Конуржан Макишевна, Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева, г.Бишкек, Кыргызская Республика, доктор педагогических наук, профессор. Ажиматова Элмира Жумабаевна, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, аспирант. Алдашукуров Ырысбек Абдыжапарович, Ошский государственный университет, г.Ош, КР, кандидат медицинских наук, и.о. доцента.
  2. Кутпидин уулу Эгемназар, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант. Торогельдиева Конуржан Макишевна, И.Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин доктору, профессор. Ажиматова Элмира Жумабаевна, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, аспирант. Алдашукуров Ырысбек Абдыжапарович, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, медицина илимдеринин кандидаты, доцент м.а.
  3. Kutpidin uulu Egemnazar, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, postgraduate student. Konurzhan Torogeldieva, Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic, doctor of pedagogical sciences, professor. Elmira Azhimatova, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, postgraduate student. Yrysbek Aldashukurov, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of medical sciences, acting assistant professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2023.16.88.061
  • Версия для цитирования
  • Кутпидин уулу Э., Торогельдиева К.М., Ажиматова Э.Ж., Алдашукуров Ы.А. РОЛЬ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2023. №. 8. C. 289-292