Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Тогусаков О.А., Акматалиев А.Т., Акматова Г.Э.
  2. Тогусаков О.А., Акматалиев А.Т., Акматова Г.Э.
  3. O. Тogusakov, A. Akmataliev, G. Akmatova
Название
  1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
  2. АДЕП-АХЛАКТЫК АҢ-СЕЗИМДИН МИФОЛОГИЯЛЫК НЕГИЗДЕРИ
  3. MYTHOLOGICAL BASES MORAL CONSCIOUSNESS
Аннотация
  1. В данной статье рассматриваются мифологические основы нравственного сознания, кроме того, как говорит автор, когда человек пытается создать свою картину мира с помощью мифологического сознания, нравственность глубоко укореняется в архаичных обычаях того общества. Вероятно, именно в этот момент к человеку пришла мысль о несовершенстве мира. Первыми элементами нравственного, а затем и раннего религиозного сознания выступили сопротивление повседневному миру, гнев на установившийся порядок в мире, насилие людей над силами природы, собственной слабостью и др. В древних философских и религиозных системах, например, индуизме и буддизме, присутствует открытый протест против убийства различных живых существ. В современном обществе вопрос о соотношении общественных (коллективных) и индивидуальных (индивидуальных) интересов вновь становится главным вопросом нравственности в обществе, поскольку нравственность является важным аспектом взаимодействия личности и общества.
  2. Бул макалада адеп-ахлактык аң-сезимдин мифологиялык негиздери каралат, андан тышкары анда автор тарабынан айтылгандай, Адам мифологиялык аң-сезимдин жардамы менен дүйнөнүн өзүнүн картинасын түзүүгө аракет кылганда, адеп-ахлактык ошол коомдун архаикалык үрп-адаттарында терең тамыр алат. Кыязы, дал ушул учурда адам дүйнөнүн жеткилеңсиздиги идеясына келген. Адеп-ахлактык, андан кийин алгачкы диний аң-сезимдин алгачкы элементтери күнүмдүк дүйнөгө каршылык көрсөтүүнүн, дүйнөдөгү түзүлгөн тартипке кыжырдануунун, жаратылыштын күчтөрүнүн алдында эл зордук-зомбулукка, өзүнүн алсыздыгына каршы чыгуу аракетинин, башкалардын бири болуп чыга келди. Байыркы философиялык жана диний системаларда, мисалы, индуизмде, буддизмде түрдүү тирүү жандыктарды өлтүрүүгө каршы ачык нааразылык белгиленген. Азыркы коомдо коомдук (жамааттык) жана жекелик (жеке) кызыкчылыктардын ортосундагы өз ара байланыш маселеси кайрадан коомдогу адеп-ахлактын негизги маселесине айланат, анткени адеп-ахлак инсан менен коомдун өз ара аракеттенүүсүнүн маанилүү аспектиси болуп саналат.
  3. In this article, the mythological foundations of moral consciousness are considered, besides, as the author says, when a person tries to create his picture of the world with the help of mythological consciousness, morality is deeply rooted in the archaic customs of that society. Probably, it is at this moment that the thought of imperfection comes to the person. The first elements of moral and then early religious consciousness were resistance to the everyday world, anger at the established order in the world, people's violence against the forces of nature, their own weakness, etc. In ancient philosophical and religious systems, for example, Hinduism and Buddhism, there is an open protest against the killing of various living beings. In modern society, the question of the relationship between public (collective) and individual (individual) interests again becomes the main issue of morality in society, since morality is an important aspect of the interaction between a person and society.
Ключевые слова
  1. мифология, нравственное сознание, демократия, духовная сфера, общественные отношения, синкретизм, этика, религия, массовая культура.
  2. мифология, адеп-ахлактык аң-сезим, демократия, руханий чѳйрѳ, коомдук мамилелер, синкретизм, этика, дин, массалык маданият.
  3. mythology, moral consciousness, democracy, spiritual sphere, public relations, syncretism, ethics, religion, mass culture.
Сведения об авторах
  1. Тогусаков Осмон Асанкулович, Национальная академия наук Кыргызской Республики. г.Бишкек, Кыргызская Республика, академик. Акматалиев Асанбек Тургунбаевич, Ошский технологический университет, г.Ош, Кыргызская Республика, кандидат философских наук, доцент. Акматова Гульнара Эргешовна, КыргызскоУзбекский международный университет им. Б.Сыдыкова, г.Ош, Кыргызская Республика, старший преподаватель.
  2. Тогусаков Осмон Асанкулович, Кыргыз Республикасынын Улуттук илимдер академиясы, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, академик. Акматалиев Асанбек Тургунбаевич, Ош технологиялык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, философия илимдеринин кандидаты, доцент. Акматова Гульнара Эргешовна, Б.Сыдыков атындагы Кыргыз-Өзбек эл аралык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, улук окутуучу.
  3. Osmon Togusakov, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic, academician. Asanbek Akmataliev, Osh Technological University, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of philosophical sciences, associate professor. Gulnara Akmatova, Kyrgyz-Uzbek International University named after B.Sydykov, Osh, Kyrgyz Republic, senior lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.50.12.042
  • Версия для цитирования
  • Тогусаков О.А., Акматалиев А.Т., Акматова Г.Э. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 10. C. 196-199