Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Беделова К
  2. Беделова К
  3. К. Bedelova
Название
  1. ВОПРОС ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТУДЕНТОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПОЭТОВ ПИСЬМЕННИКОВ
  2. СТУДЕНТТЕРДИ ЖАЗГЫЧ АКЫНДАРДЫН ЧЫГАРМАЛАРЫ МЕНЕН ТААНЫШТЫРУУДАГЫ ОКУРМАНДЫК КОМПЕТЕНЦИЯ МАСЕЛЕСИ
  3. THE QUESTION OF READER COMPETENCE WHEN INTRODUCING STUDENTS TO THE WORKS OF POETS WRITERS
Аннотация
  1. В статье рассказывается о проблеме читательской компетентности, которая исходит из понятии компетенции читателя, ее сути, ее роли в становлении студента вуза любителем книг, в будущем учителя литературы. Здесь учитывается одно из главных критериев чтения полного понимания текста при компетентностной изучении поэтических произведений поэтов письменников. В статье также рассматривался вопрос «полистильного репертуара» личности студента как гармоничного набора взаимодополняющих, гибких, оперативных когнитивных стилей, позволяющих воспринимать, интерпретировать и понимать текст в различных плановых ракурсах и обусловливающих эффективность работы с текстом. В дополнение к этому, в целях определения педагогических условий формирования и развития читательской компетентности будущих учителей словесности, разработана классификация «читательских портретов» студентов вузов. Следовательно, в процессе изучения и анализа поэтических произведений поэтов письменников на филологических факультетах вузов необходимо формировать и укреплять читательскую компетентность студентов и применять эти сказанные по мере надобности и соответственно.
  2. Макалада окурмандын компетенциясы түшүнүгүнѳн улам келип чыкчу окурмандык компетенттүүлүк маселеси, анын маани-маңызы, ЖОЖдун студентинин китеп сүйүүчү, болочок адабият мугалими болуп калыптануусундагы ролу тууралуу баяндалат. Мында жазгыч акындардын поэтикалык туундуларын компетенттүүлүккѳ негиздеп окутууда чыгарманы окуу деңгээлинин башкы критерийлеринин бири – текстти түшүнүүнүн толуктугу кѳңүлгѳ алынат. Макалада ошондой эле текст менен болчу жумуштардын ѳндүрүмдүүлүгүн шарттап туруучу жана текстти ар башка пландык ракурстарда кабылдоого, интерпретациялоого жана түшүнүүгѳ мүмкүнчүлүк берүүчү, ѳз ара бири-бирин толуктап туруучу, ийкемдүү, ыкчам когнитивдик стилдердин гармониялуу жыйындысы катары студенттин инсандыгынын «полистилдик репертуары» маселеси каралды. Буга кошумча болочок адабият мугалимдеринин окурмандык компетенттүүлүгүн түзүп калыптандыруунун жана ѳркүндѳтүүнүн педагогикалык шарттарын аныктап алуу максатында ЖОЖдордун студенттеринин «окурмандык портреттеринин» классификациясы иштелип чыгылды. Демек, жазгыч акындардын поэтикалык чыгармаларын ЖОЖдордун филологиялык факультеттеринде окуп, талдап ѳздѳштүрүү процессинде студенттердин окурмандык компетенттүүлүктѳрүн калыптандырып бекемдѳѳдѳ бул айтылгандар ылайыгына карай эске алынып, колдонулуусу зарыл.
  3. The article tells about the problem of reader's competence, which comes from the concept of reader's competence, its essence, its role in the formation of a university student as a book lover, in the future a literature teacher. Here one of the main criteria for reading a complete understanding of the text is taken into account in the competent study of the poetic works of the poets of the writers. The article also considered the issue of the "polystyle repertoire" of a student's personality as a harmonious set of complementary, flexible, operational cognitive styles that allow to perceive, interpret and understand the text in various planned angles and determine the effectiveness of working with the text. In addition, in order to determine the pedagogical conditions for the formation and development of the reading competence of future teachers of literature, a classification of "reading portraits" of university students has been developed. Consequently, in the process of studying and analyzing the poetic works of poets of writers at the philological faculties of universities, it is necessary to form and strengthen the reading competence of students and apply these words as needed and accordingly
Ключевые слова
  1. читательская компетентность, читательская компетентность, обучение на основе, интерпретация текста, знания, навыки, личностный опыт, профессиональный опыт, полистильный репертуар, когнитивный стиль.
  2. окурмандык компетенция, окурмандык компетенттүүлүк, негиздеп окутуу, текстти интерпретациялоо, билим, билгичтик, инсандык тажрыйба, кесипкѳйлүк тажрыйба, полистилдик репертуар, когнитивдик стиль.
  3. reading competence, reading competence, based learning, text interpretation, knowledge, skills, personal experience, professional experience, polystyl repertoire, cognitive style.
Сведения об авторах
  1. Беделова Космира Айтмаматовна, Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат педагогических наук, доцент.
  2. Беделова Космира Айтмаматовна, Ж.Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин кандидаты, доцент.
  3. Kosmira Bedelova, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.86.73.067
  • Версия для цитирования
  • Беделова К ВОПРОС ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТУДЕНТОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПОЭТОВ ПИСЬМЕННИКОВ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 7. C. 322-326