Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Усенбаева Ж.Р., Абирова А.Ы.
  2. Усенбаева Ж.Р., Абирова А.Ы.
  3. Zh. Usenbaeva, A. Abirova
Название
  1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  2. КЫТАЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКАСЫ МЕНЕН БОРБОРДУК АЗИЯ МАМЛЕКЕТТЕРИНИН ОРТОСУНДАГЫ МАМИЛЕЛЕРДИН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ АЙМАКТЫК ЭЛ АРАЛЫК УЮМДАРДЫН АЛКАГЫНДА
  3. FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE CENTRAL ASIAN STATES WITHIN REGIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация
  1. В настоящей статье авторами рассматриваются основные вопросы взаимоотношений КНР и государств Центральной Азии в рамках ключевых международных организаций регионального масштаба. Отмечаются различные модели подобного взаимодействия, реализуемого в рамках внешней политики современного Китая. Для анализа в этом направлении, помимо Шанхайской организации сотрудничества, которой посвящено немало аналитических обзоров и исследований, было выбрано две наиболее влиятельных международных организаций – Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). На основе этого был сделан вывод, что КНР по отношению к ним проводит гибкую, но кардинально различную политику. С ОДКБ Китай стремится активно сотрудничать, но преимущественно через посредство ШОС, укрепляя таким образом усилия по поддержанию стабильной и мирной ситуации в Центральной Азии. Во вторую организацию Китай вступает непосредственно и в рамках своей инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП) настолько наращивает там свое присутствие, что проект ЦАРЭС оказывается полностью интегрирован в нее к настоящему моменту.
  2. Бул макалада авторлор Кытай Эл Республикасы менен Борбордук Азия мамлекеттеринин ортосундагы мамилелердин негизги маселелерин аймактык масштабдагы негизиги эл аралык уюмдардын алкагында карашат. Азыркы Кытайдын тышкы саясатынын алкагында ишке ашырылып жаткан мындай өз ара аракеттенүүнүн ар кандай моделдери белгиленген. Бул багытта талдоо жүргүзүү үчүн көптөгөн аналитикалык баяндамалар жана изилдөөлөр арналган Шанхай Кызматташтык Уюмунан тышкары, эң таасирдүү эки эл аралык уюм – Жамааттык коопсуздук келишими (ЖККУ) жана Борбордук Азиялык Регионалдык Экономикалык Кызматташтык тандалды. Мунун негизинде Кытай аларга карата ийкемдүү, бирок түп-тамырынан бери башкача саясат жүргүзүп жатат деген тыянак чыгарылды. Кытай ЖККУ менен жигердүү кызматташууга умтулду, бирок негизинен ШКУ аркылуу Борбор Азиядагы стабилдүү жана тынчтык кырдаалды сактоо боюнча өзүнүн аракеттерин күчөтүүдө. Кытай экинчи уюмга түздөн-түз кирет жана өзүнүн «Бир алкак бир жол» демилгеси аркылуу ал жерде өзүнүн катышуусун көбөйтүп жатат, ошондуктан ЦАРЭС долбоору азыр ага толук интеграцияланды
  3. In this article, the authors examine the main issues of relations between the PRC and the Central Asian states within the framework of key international organizations of a regional scale. Various models of such interaction, implemented in the framework of the foreign policy of modern China, are noted. For analysis in this direction, in addition to the Shanghai Cooperation Organization, to which many analytical reviews and studies have been devoted, the two most influential international organizations were selected - the Collective Security Treaty (CSTO) and the Central Asian Regional Economic Cooperation (CAREC). Based on this, it was concluded that the PRC is pursuing a flexible, but radically different policy towards them. China seeks to actively cooperate with the CSTO, but mainly through the SCO, thus strengthening its efforts to maintain a stable and peaceful situation in Central Asia. China enters the second organization directly and through its Belt and Road Initiative (BRI) is increasing its presence there so much that the CAREC project is now fully integrated into it
Ключевые слова
  1. государства, договоры, отношения, международные отношения, международные организации, сотрудничество, внешняя политика.
  2. мамлекеттер, келишимдер, мамилелер, эл аралык мамилелер, эл аралык уюмдар, кызматтатшуу, тышкы саясат.
  3. states, treaties, relations, international relations, international organizations, cooperation, foreign policy.
Сведения об авторах
  1. Усенбаева Жылдыз Рысбековна, Кыргызский национальной университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика, старший преподаватель. Абирова Алтынай Ырыскелдиевна, Кыргызский национальной университет имени Ж.Баласагына, г.Бишкек, Кыргызская Республика, преподаватель.
  2. Усенбаева Жылдыз Рысбековна, Ж. Баласагын атындагы Кыргы улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, улук окутуучу. Абирова Алтынай Ырыскелдиевна, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. Zhyldyz Usenbaeva, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, senior lecturer. Altynai Abirova, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyz Republic, lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Усенбаева Ж.Р., Абирова А.Ы. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 1. C. 191-195