Новый выпуск

2023, №: 5

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Костюк Ш.А.
  2. Костюк Ш.А.
  3. Sh. Kostiuk
Название
  1. СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:СВОБОДА, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  2. ЖАЛПЫГА МААЛЫМДОО КАРАЖАТТАРЫНЫН ЭРКИНДИГИНИН СОЦИАЛДЫК-ЧЫГАРМАЧЫЛЫК ФАКТОРЛОРУ: ЭРКИНДИК, ЗАРЫЛЧЫЛЫК ЖАНА ЖООПКЕРЧИЛИК
  3. SOCIO-CREATIVE FACTORS OF MEDIA FREEDOM: FREEDOM, NECESSITY AND RESPONSIBILITY
Аннотация
  1. Фундаментальной основой свободной деятельности в любой сфере является, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Без этого ни о какой свободе не может быть и речи. В предлагаемой статье анализируется роль СМИ в обществе, влияние свободы, необходимости и ответственности за информацию, как фактор социального творчества, используемый при формировании общественного мнения и аудитории. Особое место уделено на рассмотрение основных функции СМИ, его коммуникаторов, аудитории и эффективных факторов в работе журналиста. Одним из эффективных методов канала распространения информации рассматривается основные субъекты, задействованные в качестве основной аудитории и дополнительной аудитории, которая выполняет функцию посредника между аудиторией и СМИ, иначе говоря «лидеры мнений». Анализируя социально-творческие факторы свободы СМИ, автор интерпретирует данный феномен с точки зрения теории журналистики.
  2. Ар кандай тармакта эркин ишмердүүлүктүн фундаменталдуу негизи болуп өз алдынча чечим кабыл алуу, ишмердүүлүктүн багытын жана ыкмаларын тандоодо мажбурлоонун жоктугу саналат. Ансыз эч кандай эркиндик жөнүндө сөз болушу мүмкүн эмес. Сунушталган макалада коомдук пикирди жана аудиторияны калыптандырууда колдонулуучу коомдук чыгармачылыктын фактору катары маалымат каражаттарынын коомдогу ролу, маалымат эркиндигинин, зарылчылыгы жана жоопкерчилигинин таасири талданат. Журналисттин ишиндеги жалпыга маалымдоо каражаттарынын, анын коммуникаторлорунун, аудиториясынын жана эффективдүү факторлорунун негизги функцияларын кароого өзгөчө орун берилген. Маалымат таратуу каналынын эффективдүү ыкмаларынын бири болуп аудитория менен массалык маалымат каражаттарынын ортосунда ортомчу ролун аткарган негизги аудитория жана кошумча аудитория катары тартылган негизги субъекттер, башкача айтканда, «пикир лидерлери» эсептелет. Медиа эркиндигинин социалдык жана чыгармачылык факторлорун талдап, автор бул көрүнүштү журналистика теориясынын көз карашынан чечмелейт.
  3. The fundamental basis of free activity in any field is the ability to make decisions independently, the absence of coercion in choosing the direction and methods of activity. Without this, there can be no question of any freedom. The proposed article analyzes the role of the media in society, the impact of freedom, necessity and responsibility for information, as a factor of social creativity used in the formation of public opinion and the audience. A special place is given to the consideration of the main functions of the media, its communicators, the audience and effective factors in the work of a journalist. One of the effective methods of the information dissemination channel is considered the main subjects involved as the main audience and additional audience, which acts as an intermediary between the audience and the media, in other words, "opinion leaders". Analyzing the social and creative factors of media freedom, the author interprets this phenomenon from the point of view of the theory of journalism
Ключевые слова
  1. средства массовой информации, коммуникатор, аудитория, свобода, необходимость, ответственность, нарративная драма, текст, документальность, достоверный источник, информация.
  2. жалпыга маалымдоо каражаттары, коммуникатор, аудитория, эркиндик, зарылчылык, жоопкерчилик, баяндоонун драмасы, текст, даректүүлүк, ишенимдүү булак, маалымат.
  3. mass media, communicator, audience, freedom, necessity, responsibility, narrative drama, text, documentary, reliable source, information.
Сведения об авторах
  1. Костюк Ширин Аалиевна, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика, кандидат социологических наук, доцент.
  2. Костюк Ширин Аалиевна, Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университети, Бишкек шаары, Кыргыз Республикасы, социология илимдеринин кандидаты, доцент
  3. Shirin Kostyuk, Kyrgyz National University by name of Zh. Balasagyn, Bishkek, KyrgyzRepublic, candidate of sociological sciences, associate professor.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/NNTIK.2022.73.19.059
  • Версия для цитирования
  • Костюк Ш.А. СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:СВОБОДА, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2022. №. 3. C. 313-316