Новый выпуск

2024, №: 3

Подробнее

Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Шербаева Ж.Р., Абдибалиев Э.А
  2. Шербаева Ж.Р., Абдибалиев Э.А
  3. J. Sherbaeva, E. Abdibaliev
Название
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СКАЗКА» И «ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА»
  2. «ЖОМОК» ЖАНА «АДАБИЙ ЖОМОК» ТҮШҮНҮКТӨРҮНҮН ТЕОРИЯЛЫК АНАЛИЗИ
  3. THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF «FAIRY TALE» AND «LITERARY FAIRY TALE»
Аннотация
  1. «Сказки» - это самый распространенный жанр кыргызского детского фольклора. Рассматривая их как сказки о животных, чудесно-зрелищных и жизненных, мы разделяем их на три части, но весьма условно, из всех жизненных сказок все еще сливаются истории и рассказы о животных. В сказках о животных участниками событий являются разные животные, и эти живые существа просто приходят и уходят, ассоциируя людей, так что из таких сказок можно понять того или иного человека. В данной статье рассматривается роль сказок в развитии словарного запаса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения. Теоретический анализ жанра сказки представлен в эволюционном плане. Актуальность статьи заключается в том, что впервые рассматриваются единство и различия понятий «сказка» и «литературная сказка». Доказывая свою точку зрения, автор ориентируется на точку зрения русских, кыргызских писателей и педагогов. Чтение сказок дает множество возможностей в организации деятельности, направленных на развитие: родного языка, литературного мышления учащихся; навыков пересказа своими словами; обогащение их словарного запаса
  2. «Жомоктор – кыргыз балдар фольклорунун эң кеңири тараган жанры. Аларды айбанаттар тууралуу, кереметтүүукмуштуу жана турмуштук жомоктор деп үчкө ажыратып караганыбыз менен бул бөлүштүрүү өтө эле шарттуу, турмуштук жомоктордун ичинен дале айбанаттар тууралуу окуялар, баяндар кошулуп кете берет. Айбанаттар тууралуу жомоктордо окуянын катышуучулары ар кандай жаныбарлар болуп, ошол кайманаланган жандыктар барып-келип эле адамдарды ассоциациялап берет, андыктан да мындай жомоктордон тигил же бул кишини аңдап түшүнүүгө болот. Бул макала адабий окуу сабагында башталгыч класстардын окуучуларынын сөз байлыгын өстүрүүдө жомоктордун ролу тууралуу сөз болот. Жомок жанрынын теориялык анализи эволюциялык планда көрсөтүлөт. Макаланын актуалдуулугу алгачкы жолу жомок жана адабий жомок түшүнүктөрүнүн биримдиги жана айырмачылыктары каралган. Автор пикирин далилдөөдө орус жана кыргыз адабиятчыларынын, педагогдорунун пикирлерине токтолгон. Жомокторду окуу менен, окуучулардын эне тилиндеги кебин өнүктүрүү, сөздүк корун байытуу, чыгармадагы окуяларды өз сөзү менен эркин баяндап айтып берүү, адабий ой жүгүртүүсүн өстүрүү багытында көптөгөн ишмердүүлүктөрдү аткарууга мүмкүн
  3. «Fairy tales» is the most widespread genre of Kyrgyz children's folklore. Considering them as fairy tales about animals, wonderfully spectacular and vital, we divide them into three parts, but very conditionally, stories and stories about animals still merge from all life fairy tales. In animal tales, the participants in the events are different animals, and these living beings just come and go, associating people, so that from such tales one can understand this or that person.This article discusses the role of fairy tales in the development of the vocabulary of primary school students in the literature lesson. The theoretical analysis of the fairy tale is presented in progressive way. The relevance of the article lies in the fact that for the first time the unity and differences between the concepts of a fairy tale and a literary tale are considered. Proving the point of view, the author focuses on the views of Russian and Kyrgyz writers and teachers. Reading fairy tales can improve many activities as developing the native language of students, enriching their vocabulary, telling stories in their own words and developing literary thinking.
Ключевые слова
  1. сказка, литературная сказка, чтение, литературное чтение, литературные знания, читательская деятельность, словарный запас, культура речи.
  2. жомок, адабий жомок, окуу, адабий окуу, адабий билим, окуу ишмердүүлүгү, сөз байлыгы, кеп маданияты.
  3. fairy tale, literary fairy tale, literature, literary education, reading activities, vocabulary, speech culture.
Сведения об авторах
  1. Шербаева Ж.Р., Ошскиий государственный педагогический университет, г.Ош, Кыгызская Республика, преподаватель. Абдибалиев Э.А., Ошскиий государственный педагогический университет, г.Ош, Кыгызская Республика, преподаватель.
  2. Шербаева Ж.Р., Ош мамлекеттик педагогикалык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу. Абдибалиев Э.А., Ош мамлекеттик педагогикалык университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. J. Sherbaeva, Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyz Republic, lecturer. E. Abdibaliev, Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyz Republic, lecturer
Полнотекстовая версия
DOI
  • DOI:10.26104/NNTIK.2019.45.557
  • Версия для цитирования
  • Шербаева Ж.Р., Абдибалиев Э.А ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СКАЗКА» И «ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА». Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. №. 9. C. 282-286